Идея на вырост

Кто поможет превратить хорошую задумку в бизнес-проект и найти инвестора?

Фото предоставлено ассоциацией «Техстарт»

В Воронеже нет недостатка в талантливых студентах и молодых учёных. Многие их идеи вполне достойны лечь в основу нового продукта или целой компании. Чтобы это происходило легче и быстрее, на базе регионального центра «Мой бизнес» действует программа-акселератор «Технологические стартапы», которую ведёт ассоциация «Техстарт». Директор ассоциации Алексей Сухочев рассказал, как рождается высокотехнологичный бизнес.

Вместе через «долину смерти»

– Алексей, насколько я понимаю, речь идёт о превращении бизнес-идеи в полноценный проект. Как происходит этот процесс?

– Акселератор помогает разработчику посмотреть на свою идею с позиций коммерческой применимости. Ведь разработчики – как правило, учёные или инженеры, которые не всегда разбираются в рынке и предпринимательстве.

Но продать идею на ранней стадии трудно – в неё никто не поверит. Разработчик сам должен её вырастить. Эту стадию иногда называют «долиной смерти» – мы помогаем её пройти вместе с воронежским центром поддержки предпринимателей «Мой бизнес»

Программа включает образовательную и экспертную части, встречи с наставниками. Несколько месяцев длится обучение, и, наконец, в финальный демо-день участники встречаются с потенциальными инвесторами – представителями предприятий, институтов развития, органов власти – и презентуют свои проекты.  

Мы помогаем ребятам не только «упаковать» идею – сделать её привлекательной для инвестиций, – но и найти финансирование через специальные программы и фонды. Например, Фонд содействия инновациям проводит конкурс «Студенческий стартап», победители которого получают грант в 1 млн рублей.

Естественно, финансирование может получить хорошо проработанный проект – требуется команда, правильная оценка рынка и т.д.

– Бизнес-идей множество – с какими можно прийти к вам?

– Прежде всего, речь идёт о наукоёмких технологиях – медицинских, химических, IT – и сфере креативных индустрий – дизайна, моды, архитектуры, кино, музыки, театра и т.п. Кроме того, мы хотим сделать узко направленную химическую программу – по новым материалам и технологиям.

Фото предоставлено ассоциацией «Техстарт»

Когда выстрелит?

– Программа работала в прошлом и нынешнем году. Когда «выстрелят» выращенные вами проекты?

– Чтобы продукт появился на рынке требуются годы. Ждать, что какой-то проект выстрелит сразу после программы акселерации, не стоит. На сегодня есть проекты, которые динамично развиваются, привлекли государственное финансирование, нашли индустриальных партнёров для совместного развития технологий, и это уже очень хорошо: ещё не успех, но важное условие будущего успеха.

И, конечно, это не значит, что проекты, которые такое финансирование не получили, не выстрелят. Они вполне могут реализоваться и без государственных денег.

Есть проекты с очень хорошим потенциалом. Например, разработка студентки Воронежского медуниверситета Анастасии Лыткиной «REANIME» – способ быстро останавливать кровотечения, особенно актуальный в военной сфере.

Егор Горохов из ВГУИТ создал способ превращать отходы пивного производства в востребованные на рынке сорбенты. Аспирант ВГТУ Дмитрий Васильченко получил грант и уже испытывает устройство, которое при помощи искусственного интеллекта определяет дефекты печатных плат и микросхем. Примеры можно перечислять долго.

– Получается, программа даёт региону не только будущие налоги и рабочие места, но и совершенствует систему подготовки кадров?

– Подготовка кадров – это, прежде всего, задача высшей школы, акселераторы не могут заменить вуз.

Однако технологическое предпринимательство — это тоже своего рода «профессия», хотя ей и не обучают в университетских аудиториях. Более того, её не получится освоить по учебникам и видео-урокам. Нельзя стать предпринимателем, ничего «не предпринимая». 

Получается, у студента или молодого учёного может быть хорошая идея, но, как её воплотить, он не всегда понимает. Вот здесь и могут помочь акселераторы. Запуская стартап, молодой инноватор получает первый предпринимательский опыт.

И вузы в этом тоже заинтересованы – научные разработки быстрее превращаются в новые продукты и технологии, а студенты получают дополнительные знания.

Создание технологического бизнеса – сложная и высокорисковая деятельность, поэтому мы объединяемся и делаем общую работу. Для центра «Мой бизнес» это важно, потому что появляются новые предприятия. Для вузов – потому что студенты реализуют себя как специалисты более высокого уровня или предприниматели. Даже если проект не взлетит, они получат новые знания и новые контакты.

Дмитрий Орловский