Информация по отдельным положениям указа губернатора Воронежской области № 183-у (непродовольственные товары)

Приостановить с 25 октября 2021 г. по 7 ноября 2021 г. включительно на территории Воронежской области:

а) деятельность объектов розничной торговли (в том числе функционирующих на территории торгово-развлекательных и торговых центров, торговых комплексов, супермаркетов (универсамов), универмагов, гипермаркетов, магазинов-складов, аутлет-центров, моллов, ярмарок, рынков), за исключением следующих организаций и индивидуальных предпринимателей:

– организаций, осуществляющих продажу товаров дистанционным способом (пункт выдачи) через отдельный вход с улицы, а также с условием

з) реализацию непродовольственных товаров в нестационарных торговых Ограничения, установленные настоящим пунктом, не распространяются на организации, деятельность которых не может быть ограничена в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

Указ Президента РФ № 316 в подпункте «б» пункта 1 говорит про приостановление (ограничение, в том числе путем определения особенностей режима работы, численности работников) деятельности отдельных организаций.

Особенности режима работы – это период работы (установление времени работы, запрет работы в определенные часы, пример, ограничения по работе общественного питания (запрет с 21 до 6.00), особенности режима работы не включает в себя формат работы («очно» либо «заочно»).

  1. Таким образом, указом губернатора области № 183-у приостановлена деятельность объектов розничной торговли, но не организаций, осуществляющих реализацию товаров непродовольственной группы.
  2. Особенности режима работы и численности сотрудников в отношении организаций, реализующих непродовольственные товары указом не закреплены.

Есть несколько вариантов (форматов) торговли для продажи непродовольственных товаров:

  1. дистанционным способом (пункт выдачи) через отдельный вход с улицы (для объектов торговли, располагающихся в объектах капитального строения);
  2. доставка (как для капитальных строений, так и нестационарных торговых объектов).
  3. Что относится к непродовольственным товарам: все, кроме продовольственных товаров Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»: продовольственные товары – продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки.
  4. Распоряжение Правительства РФ от 27.03.2020 № 762-р <Об организациях, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости в период нерабочих дней, установленных Указом Президента, и утверждении рекомендуемого Перечня непродовольственных товаров первой необходимости содержит в преамбуле «В целях выполнения подпункта “в” пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206 “Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней Указ Президента РФ № 206» (устанавливающий нерабочие дни в период с 30 марта по 03 апреля 2020 года), который в настоящее время является недействующим. Ссылок на указ Президента РФ № 316 и № 595 распоряжение № 762-р не содержит.

Таким образом, юридическая значимость данного распоряжения в настоящее время необоснованна.

Кроме того, Распоряжение Правительства РФ от 27.03.2020 № 762-р закрепляет:

  1. Рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости (но не обязательный!)
  2. Распоряжение товарами первой необходимости, как организации и индивидуальные предприниматели, обеспечивающие всю товаропроводящую цепочку таких товаров от производителя до конечного потребителя. Далее конкретизируются все элементы данной цепочки.

Отдельные элементы цепочки не могут быть отнесены к организациям, обеспечивающим население товарами первой необходимости.