Справка о реформе контрольно-надзорной деятельности и мораторию на проверки в 2022 г.

  1. Правительство последовательно работает над созданием комфортного делового климата на протяжении последних лет.
    Реформа контрольно-надзорной деятельности состоит из нескольких блоков. Это обязательные требования, процедура и форма контроля их соблюдения и возможность обжалования решения надзорного органа.
  2. В соответствии с поручением Президента (февраль 2019 г.) был реализован механизм, который получил название “регуляторная гильотина”.
    В начале прошлого года был пересмотрен весь комплекс обязательных требований к бизнесу. Было проанализировано более 318 тыс. требований, из них более 143 тыс. отменено.
    Работа проводилась совместно с бизнесом. Для реализации реформы сформированы 43 отраслевые рабочие группы, состоящие преимущественно из представителей предпринимательского сообщества.
    По оценкам этих групп, в результате опроса Аналитического центра при Правительстве общая экономия предпринимательского сообщества от отмененных требований составила порядка 200 млрд рублей в год в ценах 2021 года.
    Законодательно были введены нормы, которые не позволяют количеству правил для бизнеса разрастаться. Все требования должны пересматриваться раз в 6 лет, новые вводятся всего два раза в год, а не бесконтрольно как раньше.
    По этой причине отраслевые рабочие группы продолжают работу на постоянной основе. То есть сам бизнес непосредственно контролирует поддержание нормативной базы по обязательным требованиям в актуальном состоянии.
  3. Правительство усовершенствовало процедуру проведения контрольных мероприятий. Введен риск-ориентированный подход, то есть система управления рисками. Организации с высокой степенью риска проверяются чаще, с низкой – не проверяются.
    Сместился акцент от проверок к профилактике нарушений. Это снижает затраты как государства, так и бизнеса.
    Таким образом, создана система, при которой бизнесу выгоднее не нарушать, потому что он знает, что к нему придут проверять.
    По итогам 2021 года по сравнению с 2019 годом количество проверок снизилось более чем в 2 раза (с 1,5 млн до более 740 тыс.).
    Для малого и среднего бизнеса внедрение риск-ориентированного подхода в середине 2021 года обернулось четырехкратным сокращением проверок к концу года – с 243 тыс. в первом полугодии до 62 тыс. во втором.
  4. На стыке интересов государства и бизнеса зачастую возникают спорные ситуации. Правительство поставило перед собой задачу сделать способ разрешения таких споров простым и удобным для бизнеса. Для этого была введена процедура обязательного досудебного обжалования решений контрольных органов.
    Как раньше выглядело оспаривание? Через суд. А это – юристы, денежные и временные затраты. В лучшем случае решение можно ожидать через полгода. А в современном мире самый главный ресурс – временной и человеческий. Система досудебного обжалования позволяет все это значительно экономить.
    Жалобу можно подать через портал госуслуг – для этого создан новый сервис «Жалоба на решение контролирующих органов» буквально в три клика. А после этого можно в режиме реального времени отслеживать, какие решения по ней принимаются. Нормативный срок рассмотрения жалобы составляет до 20 дней, реально – сейчас в среднем рассматривается в течение 12 дней.
    По сути бизнес получил возможность в комфортном цифровом режиме и в короткие сроки обжаловать надзорные решения. Государство же постепенно расстается с массой рутинных судебных процессов и значительными затратами на них. Очевидные плюсы для всех сторон.
  5. Вся модель жизнедеятельности усовершенствованной контрольно-надзорной системы полностью цифровая. Впервые все данные в рамках этой деятельности, начиная от плана проверок, заканчивая электронным обжалованием, собрана в единой информационной системе.
    Информация представлена в самых разных разрезах – по видам надзора, по контролирующему органу, по территории. Видно количество проверок, обжалований, какие решения приняты, какие есть нарушения.
    Система помогает менять сознание контрольных органов, потому что с одной стороны данные появляется в режиме онлайн и на них нельзя повлиять. Но в то же время появилась возможность оперативно принимать управленческие решения. В такой системе координат контролер может думать только в одном направлении – как улучшить работу, а не отчетность.
    Сейчас задача – дальнейшая цифровизация процедур контроля. Это позволит быстро анализировать полученные данные и проводить тонкую донастройку системы, избавляя бизнес от оставшихся бюрократических преград, и при необходимости корректировать законодательство.
  6. Ситуация в экономике заставила принимать экстренные меры. 10 марта был введён мораторий, который коснулся как плановых, так и внеплановых проверок по всей стране.
    Впервые мораторий коснулся всех компаний от малых до крупнейших и всех проверок.
    Исключение составили отдельные виды проверок социально значимых объектов (например, в школах и детских садах) по вопросам соблюдения санитарных и пожарных требований, а также опасных производственных объектов.
    Наложен запрет на проверки для IT-компаний до 2025 года.
    После введение моратория было отменено проведение более 218 тыс. проверок, из них плановых – более 158 тыс. и внеплановых – 60 тыс.
    Как правило, в среднем проверка проходит за 8-9 рабочих дней, на нее отвлекается минимум 3 человека, плюс привлекается консалтинг. То есть мораторий сэкономил для бизнеса от 5 до 8 млн человекодней. В деньгах –это от 60 до 80 млрд рублей.
    Высвободившиеся контролеры переориентируются на профилактику – через нее обеспечивается безопасность. Инспектор приходит к предпринимателю, подсказывает, что нужно сделать, чтобы исправить или не допустить нарушения.
    Если в прошлом году доля профилактических мероприятий в общем количестве контрольных мероприятий составляла 38%, то в текущему году она превысила 77%.
    При введении моратория Правительство исходило из необходимости обеспечить баланс между снижением нагрузки на бизнес в сегодняшних условиях и минимизацией рисков угрозы вреда жизни и здоровью граждан.
    Правительство контролирует все проверки, которые остались для проведения в этом году.
    Задача – избавить бизнес от необходимости лишний раз общаться с государством, и дать ему возможность сосредоточиться на своей деятельности в максимально комфортных условиях.
  7. Правительство усиливает контроль соблюдения ограничений на проведение проверок в текущем году. Для этого на портале госуслуг запущен сервис, с помощью которого бизнесмены и граждане могут сообщить о нарушениях моратория на проверки. Жалоба рассматривается в течение 1 рабочего дня.
    Сервис был создан максимально быстро – буквально за неделю. И заработал с 15 апреля.
  8. По опросам представителей бизнеса, которые проводит Аналитический центр при Правительстве, мораторий на проверки является одной из наиболее востребованных и действенных мер, которые предприняло Правительство по поддержке экономики в связи с недружественными действиями ряда стран.