Информационно-аналитические материалы о развитии малого и среднего предпринимательства Воронежской области (Обзор за 2022 год)

Информационно-аналитический материал содержит анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Воронежской области

Подготовлен по заказу АНО «Центр поддержки предпринимательства
Воронежской области»

  1. Информация по основным показателям развития субъектов МСП  на территории Воронежской области за 2022 год в сравнении с 2021 годом.
  2. Дополнительная информация об экономическом положении в Воронежской области.
  3. Информация о мерах государственной поддержки и эффективность их применения.
  4. Прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Воронежской области.

Задача полноценного развития малого и среднего бизнеса в России требует не просто реализации отдельных направлений поддержки малых и средних предприятий, а комплексных усилий, нацеленных на создание условий для развития микро-, малого и среднего бизнеса.

Наряду с направлениями работы, реализуемыми сейчас в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», необходимо продолжить работу по тем направлениям, которые представители МСП отмечают как существенные препятствия к росту, а именно: недостаточный уровень защиты прав и свобод предпринимателей, а также отсутствие доступа к инфраструктуре (прежде всего, транспортной и логистической). Критически важным является продолжение работы по декриминализации бизнеса, а также по обеспечению беспрепятственного доступа для малых и средних промышленных и сельскохозяйственных предприятий к современным логистическим услугам и транспортировке готовой продукции, материалов и комплектующих как внутри страны, так и на экспорт.

При этом действующие инструменты поддержки, направленные на предоставление доступного финансирования малому и среднему бизнесу, необходимо кратно расширить, чтобы охват субъектов МСП данными мерами был не штучным, а массовым. Требуется также и корректировка специальных налоговых режимов для малого бизнеса, подразумевающая распространение возможностей их применения не только для микро-, но и малых компаний.

В целях оказания информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства подготовлен информационно-аналитический материал, который содержит анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Воронежской области.

Объектом исследования являются субъекты малого среднего предпринимательства, как составная часть социально-экономической системы Воронежской области.  

Цель исследования заключается в анализе текущего состояния развития субъектов малого и среднего предпринимательства, оценка экономического положения Воронежской области, мер поддержки и разработка прогноза развития малого и среднего предпринимательства.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ текущего состояния сектора МСП в Воронежской области;
  2. Исследовать экономическое положение Воронежской области на основе оценки основных индикаторов;
  3. Проанализировать основные направления поддержки субъектов МСП и дать оценку их эффективности;
  4. Сформировать прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Воронежской области.

Информационные источники, использованные в процессе разработки аналитического материала:

  • -Федеральная служба государственной статистики;
  • -Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС);
  • -Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • -прочие официальные источники, используемые органами государственной власти и подведомственными структурами.

1. Информация по основным показателям развития субъектов МСП
на территории Воронежской области за 2022 год в сравнении с 2021 годом

Малое и среднее предпринимательство (МСП) выступает одним из основных сегментов региональной экономики, оказывающих существенное влияние на ее развитие активизацию внедрения инноваций, создание рабочих мест и обеспечение уровня дохода населения. Следовательно, от степени эффективности функционирования МСП в регионе во многом зависят темпы экономического роста и структура ВРП.

Малый и средний бизнес – это основа региональной экономики, в значительной степени определяющая социально-экономическое место субъекта РФ и являющаяся одним из способов для решения комплекса проблем в различных сферах деятельности.

В настоящее время МСП осуществляют свою деятельность в постоянно меняющейся и непредсказуемой среде, что вынуждает их искать новые решения для обеспечения достижения конкурентных преимуществ. Малые и средние предприятия, сталкиваясь с национальной, региональной и международной конкуренцией, должны повышать свою конкурентоспособность и операционную эффективность, чтобы противостоять бизнес-турбулентности. Способность компании к инновациям является более значимым фактором, определяющим ее конкурентоспособность, чем ее эффективность.

Вместе с тем статистические наблюдения говорят о том, что доля малого и среднего предпринимательства в основных параметрах развития Воронежской области недостаточно высока (за 2021 год доля МСП в ВРП Воронежской области составила 33,4 %).

Основными причинами сложившейся ситуации, на наш взгляд, являются наличие отрицательного воздействия внешней среды; неполное соответствие инструментов управления малым бизнесом его специфике; отсутствие или неэффективное использование инструментов государственной поддержки малого бизнеса; нечеткое установление границ малого бизнеса, что в итоге приводит к стагнации в развитии малого бизнеса в Воронежской области и, как следствие, отсутствию возможности его использования в полной мере в рамках инновационной системы в качестве элемента.

Выявление причин сложившейся ситуации в развитии малого бизнеса в Воронежской области и его незначительной инновационной активности является направлением данного исследования.

В таблице 1 приведена динамика абсолютных показателей развития малого и среднего предпринимательства Воронеж за 12 месяцев 2021 и 2022 гг.

Таблица 1 – Динамика показателей развития субъектов МСП на территории Воронежской области за 12 месяцев 2022 год в сравнении с аналогичным периодом 2021 года

Наименование показателяЕд. изм.2021 год2022 годОтклонение
абс.относ., %
1.Количество субъектов малого и среднего предпринимательства – всегоЕд.8500883524-1484-1,75
1.1.Количество субъектов малого и среднего предпринимательства – юридические лица*:Ед.3104228891-2151-6,93
1.1.1Количество малых предприятийЕд.29142913-1-0,03
1.1.2Количество средних предприятийЕд.286271-15-5,24
1.1.3Количество микропредприятийЕд.2784225707-2135-7,67
1.2Индивидуальные предприниматели (ИП) – всего, в том числеЕд.53966546336671,24
1.2.1ИП МикроЕд.53420540676471,21
1.2.2ИП МалоеЕд.532552203,76
1.2.3ИП СреднееЕд.14140
2.Численность занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства – всего, в том числе*:Чел.22950323905395504,16
2.1.Численность работников, занятых на средних предприятияхЧел.3003928454-1585-5,28
2.2.Численность работников, занятых на малых предприятияхЧел.9740810207146634,79
2.3.Численность работников, занятых на микропредприятияхЧел.10205610852864726,34
4.Средняя заработная плата работникам (начисленная) в ВО **Тыс. руб.32,637,6515,34
4.1.Средняя заработная плата работникам (начисленная) (средние предприятия)Тыс. руб.41,4453,68,70
4.2.Средняя заработная плата работникам (начисленная) (малые предприятия)Тыс. руб.33,836,838,88
4.3.Средняя заработная плата работникам (начисленная) (микропредприятия)Тыс. руб.22,624,628,85
5.Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства ***Млрд. руб.1542,11603,861,74,00
5.1.Оборот средних предприятийМлрд. руб.321,5342,621,16,56
5.2.Оборот малых предприятий (включая микропредприятия)Млрд. руб.1220,61261,240,63,33

*сведения представлены ФНС РФ

** данные не являются официальными (социологическое исследование «Средняя зарплата по регионам России 2022»)

*** сведения представлены Воронежстат

За 2022 год число субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Воронежской области составило 83524 единиц, по сравнению с 2021 годом снижение их числа составило 1,75 %. Данное снижение произошло за счет снижения числа средних, малых и микропредприятий на 5,24%, 0,03% и 7,67% соответственно.

За период с 2020 – 2022 годов наблюдается отрицательная динамика количества юридических лиц при одновременном увеличении количества индивидуальных предпринимателей. В целом за три года количество юридических лиц сократилось на 5,8%, при этом число индивидуальных предпринимателей увеличилось на 3,0% (Рисунок 1).

*сведения представлены ФНС РФ

Рисунок 1 – Динамика численности субъектов МСП на 10 число каждого месяца за 2020-2022 гг.

Численность занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства за 2022 год составила 239053 чед., прирост по сравнению с 2021 годом составил 4,16 % (Рисунок 2).

*сведения представлены ФНС РФ

Рисунок 2 – Динамика численности работников субъектов МСП на 10 число каждого
месяца за 2020-2022 гг.

Численность занятых увеличивается за счет роста занятых на малых и микро-предприятиях, на средних предприятиях численность занятых в среднем за три года снизилась на 4,3%.

Средняя заработная плата работникам (начисленная) в сегменте МСП за 2022 год возросла на 15,34 %. При этом рост заработной платы произошел по всем категориям МСП.

Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей) не отражает общей картины в сегменте малого и среднего предпринимательства, так как в его расчет не включается основная категория субъектов МСП – индивидуальные предприниматели. Данный показатель имеет положительную динамику и за 2022 год он увеличился на 4,0%.

Основные тенденции:

1. Наблюдается общее сокращение количества субъектов МСП, в качестве положительного момента можно отметить рост числа индивидуальных предпринимателей.

2. За последний год малые и средние компании перестраивали свои бизнес-процессы на фоне проблем с расчетами, логистикой, высокими кредитными ставками, мобилизацией и релокацией персонала. 

3. Несмотря на сокращения количества субъектов малого и среднего предпринимательства количество занятых в МСП за 2022 г. имеет положительную тенденцию, в основном за счет роста занятых на малых и микро предприятиях.

4. Значительного падения экономики, которое прогнозировалось в самом начале 2022 года, не случилось. Принципиальных изменений ни по числу МСП, ни по количеству занятых в секторе не произошло. Сектор оказался достаточно стабилен.

Таким образом, по итогам 2022 года на малых и средних предприятиях Воронежской области наблюдается тенденция замедления основных показателей по сравнению с тем же периодом прошлого года, при этом по отдельным направлениям фиксируется их отрицательная динамика.

Рассмотрим подробнее динамику представленных показателей в таблице 1. По данным Федеральной налоговой службы по состоянию на 10.01.2022 на территории региона осуществляли свою деятельность – 85008 субъектов МСП, на 10.01.2023 – 83524 (98,3 % к 2021 году), из них 271 средних предприятий, 2913 малых и 25707 микропредприятия и 54633 индивидуальных предпринимателей (Рисунок 3).

*сведения представлены ФНС РФ

Рисунок 3 – Динамика численности субъектов МСП на 10 число каждого месяца 2021-2022 гг.

В таблицах 2 и 3 представлена структура субъектов МСП в Воронежской области в период 2018-2022 гг. В большей степени тенденция значительного снижения количества субъектов МСП была отмечена на примере юридических лиц (Таблица 2). Самое значительное сокращение наблюдается среди малых предприятий (ЮЛ) – по отношению к 10.01.2019 года количество малых предприятий (ЮЛ) снизилось к 10.01.2023 году на 5,94%. Тенденцию снижения субъектов МСП (ЮЛ) в этом периоде наблюдения можно увидеть на примере средних предприятий (-2,51%) и микро-предприятий (-5,67%).

Таблица 2 – Динамика количества МСП в Воронежской области: юридические лица за 2018-2022 гг.

ЮЛ10.01.201910.01.202010.01.202110.01.202210.01.2023Средний темп роста, %
Число микро- предприятий, ед.324743096629285278422570794,33
Число малых предприятий, ед.3721317530072914291394,06
Число средних предприятий, ед.30027829028627197,49
Итого364953441932582310422889194,33

На основании таблицы 3 можно сделать вывод о том, что количество субъектов МСП, созданных индивидуальными предпринимателями за период 2018-2022 гг, имеет иную тенденцию. Несмотря на то, что с 2019 года в категориях малые и средние предприятия, созданные индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, отмечалась тенденция незначительного снижения, к началу 2023 года количество МСП в этих категориях восстановилось. Количество микро-предприятий, созданных индивидуальными предпринимателями, начиная с 2018 года, выросло на 1,1% (Таблица 3).

Таблица 3 – Динамика количества МСП в Воронежской области: индивидуальные предприниматели за 2018-2022 гг.

ИП10.01.201910.01.202010.01.202110.01.202210.01.2023Средний темп роста, %
Число микро- предприятий, ед.5176752674509145342054067101,09
Число малых предприятий, ед.541521533532552100,50
Число средних предприятий, ед.1213141414103,93
Итого5232053208514615396654633101,09

Если проанализировать структуру численности МСП в разрезе по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (Рисунок 4) на начало 2023 г., мы видим, что 65,4 % (54633) от общего количества субъектов МСП Воронежской области составляют индивидуальные предприниматели, а 34,6% – юридические лица (28891). В Воронежской области на 10.01.2023 года наибольший удельный вес занимают микропредприятия. Среди юридических лиц микропредприятия 88,98%, малые предприятия 10,08% и средние предприятия 0,94%. 98,96% индивидуальных предпринимателей это микропредприятия.

*сведения представлены ФНС РФ

Рисунок 4 – Структура субъектов малого и среднего предпринимательства в разрезе
организационных форм

По данным Воронежстат на конец 2022 года анализ показателя оборот организаций, отражающий коммерческую деятельность предприятий, свидетельствует о продолжении позитивных тенденций в деятельности малых и микропредприятий, отмечаемых в течение 2022 года. За данный год оборот малых и микропредприятий области превысил в фактических ценах показатели соответствующего периода 2021 года по данному кругу организаций на 3,3 процента.

Наиболее весом вклад в суммарном обороте организаций, как малого, так и микро бизнеса предприятий торговли (порядка 55,89%), а также обрабатывающее производство (около 12,71%). Немногим более 11 % оборота малых и микропредприятий предприятий формируют организации строительной сферы. Порядка 4 % в структуре оборота у малых предприятий приходится на организации, осуществляющие транспортировку и хранения. Удельный вес в суммарном обороте малых и микро предприятий сельскохозяйственных организаций составляет 4,35 % (Таблица 4).

Таблица 4 – Структура оборота малых и микро предприятий Воронежской области
в разрезе видов экономической деятельности за 2022 г.

Виды экономической деятельностиКодОборот малых предприятийОборот малых и микро предприятий, млн. руб.
млн. руб.Структура, %млн. руб.Структура, %
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводствоA35051,66,5554919,14,35
Обрабатывающие производстваC109969,320,53160309,012,71
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязненийE9069,31,6913183,41,05
СтроительствоF63543,711,87139534,511,06
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоцикловG239591,644,74704904,955,89
Транспортировка и хранениеH19735,73,6956727,54,50
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питанияI4224,50,799222,30,73
Деятельность в области информации и связиJ8008,81,5017169,41,36
Деятельность по операциям с недвижимым имуществомL13661,12,5534552,82,74
Деятельность профессиональная, научная и техническаяM14204,22,6529111,62,31
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услугиN7684,61,4318326,71,45
Прочие10786,72,0123206,11,84
Итого535531,1100,001261167,3100,00

* сведения представлены Воронежстат

В первую очередь необходимо отметить, что в течение последних лет структура распределения малых и средних предприятий Воронежской области по видам экономической деятельности остается неизменной. Наиболее привлекательными для предпринимателей по-прежнему, остаются сфера оптовой и розничной торговли, обрабатывающее производство, строительный сектор и сфера операций, связанных с транспортировкой и хранением. Вместе с тем, рассматривая приоритетные направления деятельности отдельно индивидуальных предпринимателей, микро-, малых, и средних предприятий, следует отметить, что существуют определенные различия.

Большинство индивидуальных предпринимателей региона задействованы в торговом секторе (39%), порядка 17% – в сфере транспортировки и хранения. Удельный вес индивидуальных предпринимателей, занимающихся обрабатывающим производством составил на конец 2022 года около 4 %, строительных ИП – 6,5 %, занятых в сельском хозяйстве – порядка 6,6% (Рисунок 5).

* сведения представлены Воронежстат

Рисунок 5 – Структура числа индивидуальных предпринимателей по видам экономической деятельности на конец 2022 г.

По данным ФНС России согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 10 января 2022 и 2023 гг. преобладаю следующие виды эконмической деятельности, зарегистрированных по отдельным категориям субъектов МСП. По средним предприятиям (Рисунок 6).

Рисунок 6 – Структура численности в секторе среднего бизнеса по видам экономической деятельности за 2021-2022 гг. в %. (ТОП-10 ОКВЭД)

*сведения представлены ФНС РФ

По данным ФНС России основными видами деятельности средних предприятий Воронежской области считаются: выращивание зерновых культур; строительство жилых и нежилых зданий; торговля розничная легковыми автомобилями и легковыми автотранспортными средствами.

По малым предприятиям (Рисунок 7).

*сведения представлены ФНС РФ

Рисунок 7 – Структура численности в секторе малого бизнеса по видам экономической деятельности за 2021-2022 гг. в %. (ТОП-10 ОКВЭД)

По данным ФНС России на 10.01.2023 количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» составило 84 690 человек это на это на 69,8 % больше, чем численность самозанятых, зафиксированных на 10.01.2022 (49 874человек). Динамка количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» Воронежской области за 2019-2022 гг. представлены на рисунке 8.

*сведения представлены ФНС РФ

Рисунок 8 – Динамка количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и
применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»
Воронежской области за 2019-2022 гг.

Таким образом, данные анализа тренда численности субъектов МСП и численности занятых в данном секторе, свидетельствует о том, что ситуация в сфере МСП, что сложившаяся в Воронежской области, отражает общую ситуацию в Российской Федерации, а результаты 2022 года важны прежде всего сменой тренда, однако о глубокой рецессии говорить преждевременно.

В то же время, необходимо отметить, что и на малых и на средних предприятиях продолжается рост заработной платы работников, и по итогам года на средних предприятиях она выросла на 8,7 %, на малых предприятиях – на 8,8 % и на микропредприятиях на 8,4 %. Если рассматривать данные темпы роста, то по сравнению с крупными предприятиями и бюджетной сферы рост находится на одном уровне.

Несмотря на сокращение количества субъектов МСП численность занятых в МСП за 2022 год имеет положительную динамику (рост составил 107,8 %). Также сохраняется тенденция роста количества самозанятых граждан, численность которых на начало года составила свыше 78 тысяч человек или 169,8% к уровню прошлого года.

Одной из причин снижения количества субъектов МСП объясняется ежегодным обновлением реестра субъектов МСП. В соответствии с законодательством ФНС исключает из перечня тех, кто не представил ряд сведений, по которым можно определить доход предприятия. Также к числу причин, повлиявших на сокращение количества субъектов МСП, относится укрупнение малого бизнеса и успехи ФНС в борьбе с фирмами-однодневками.

По данным Росстата оборот субъектов МСП за 2022 год вырос на 4 %, при этом оборот в постоянных ценах по отношению к уровню 2016 году (в реальном выражении) увеличился лишь на 1,8 %.

Объем налоговых поступлений по специальным режимам в бюджетную систему Воронежской области за 10 месяцев 2022 года вырос по сравнению с аналогичным периодом 2021 года на 17,7 % и составил 12,2 млрд рублей.

Слабая диверсификация не позволяет МСП стать локомотивом экономических преобразований. В условиях санкционного давления эти предприятия могли бы стать плацдарм обеспечения технологического суверенитета, особенно там, где организация массового производства импорта замещаемой продукции является экономически невыгодной или нецелесообразным.

В целях выявления проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, департаментом совместно с АНО «Центр поддержки предпринимательства Воронежской области» и ВРОО «ОПОРА» проведен мониторинг развития предпринимательства в Воронежской области (участие приняли более 4,5 тыс. предпринимателей).

Результаты проведенного опроса в рамках мониторинга показали, что для бизнеса существенными являются проблемы высокой налоговой нагрузки, чрезмерное административное давление, низкая доступность кредитных ресурсов и пр.

В 2022 году роль малого и среднего бизнеса в экономике Воронежской области практически не изменилась. Количество малых и средних компаний продолжает сокращаться, а возникающие новые субъекты микро-бизнеса не могут вырасти до объемов, соответствующих малым и средним компаниям.

Ситуация с малым и средним бизнесом в Воронежской области по итогам 2022 года внешне выглядит вполне благоприятной: нет ни резкого падения численности компаний, ни массовых увольнений. Однако в текущей ситуации, когда частный бизнес (в том числе малый и средний) мог бы принципиально изменить свою роль в экономике (в том числе в связи с уходом части зарубежных компаний с российского рынка, попаданием многих крупных компаний под санкции и т.д.), по сути, изменения этой роли не произошло. Как и ранее, малый и средний бизнес остается скорее микробизнесом, который лишь в отдельных случаях может вырасти хотя бы до размеров, соответствующих малому и среднему бизнесу. Кроме того, текущие тенденции указывают скорее на «измельчание» малого (микро-) бизнеса, чем на его рост. В связи с этим вклад малого и среднего предпринимательства в экономику региона остается достаточно скромным.

2. Дополнительная информация об экономическом положении в Воронежской области

В 2022 году оборот организаций составил 3162,4 млрд рублей и по сравнению с 2021 годом увеличился на 16,5%. В таблице 5 представлена структура оборота организаций по основным ОКВЭД за 2021-2022 гг. по Воронежской области.

Таблица 5 – Распределение предприятий и организаций по видам экономической
 деятельности в Воронежской области за 2021-2022 гг.

Вид экономической деятельности2021 г.2022 г.Темп роста, %
Оборот, млн. руб.Структура, %Оборот, млн. руб.Структура, %
сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство181259,76,68224451,07,10123,8
добыча полезных ископаемых8148,10,3010021,10,32123,0
обрабатывающие производства645116,623,77765141,924,20118,6
обеспечение электрической энергией, газом и паром;кондиционирование воздуха251786,89,28244657,87,7497,2
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений20983,20,7723832,20,75113,6
строительство1146504,23140995,24,46123,0
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов1166065,742,971343088,142,47115,2
транспортировка и хранение84326,13,11134424,54,25159,4
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания16374,90,6012222,50,3974,6
деятельность в области информации и связи40947,61,5144715,21,41109,2
деятельность финансовая и страховая335,40,012420,40,08721,6
деятельность по операциям с недвижимым имуществом32904,91,2147681,11,51144,9
деятельность профессиональная, научная и техническая75469,72,7881881,32,59108,5
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги22174,10,8226590,30,84119,9
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение1696,20,061544,80,0591,1
образование6597,60,247789,30,25118,1
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг39116,61,4442140,61,33107,7
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений2064,40,084158,10,13201,4
предоставление прочих видов услуг3494,60,134596,40,15131,5
ИТОГО2713512,2100,003162351,8100,00116,5
* сведения представлены Воронежстат

Наиболее привлекательными являются такие виды деятельности, как «торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» (42,47% предприятий всех видов деятельности). Среди видов экономической деятельности, занимающих значительный удельный вес всех предприятий и организаций, можно отметить такие виды деятельности, как «сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» (7,1% предприятий всех видов деятельности), «обрабатывающие производства» (24,2%) и «обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» (7,74%).

Оборот предприятий, приходящих на вид деятельности «торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» в 2022 году составил 1343,1 млрд. руб., что на 15,2 % больше, чем 2021 г. При этом наибольший удельный вес занимает оптовая торговля (69,2%). 

Наибольший удельный вес оборота предприятий обрабатывающих производств, приходился на предприятия по производству пищевых продуктов (52,0% от оборота обрабатывающих производств) и производство химических веществ и химических продуктов (11,5 % от оборота обрабатывающих производств).

Практически половина оборота приходится на такие виды экономической деятельности, как «обрабатывающие производства», «строительство», «сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» и «транспортировка и хранение».

Экономическое положение Воронежской области за 2020-2022 гг. можно оценить с помощью индексов (темпов роста показателей), представленных в таблице 6.

Таблица 6 – Индексы основных экономических показателей Воронежской области за 2020-2022 гг.

Наименование показателей2020 года, %2021 года, %2022 года, %
Индекс промышленного производства109,5105,598,0
Обрабатывающее производство102,2105,197,6
Строительство98,164,999,2
Сельское хозяйство99,397,3111,9
Розничная торговля95,7105,992,1
Платные услуги81,2110,9100,0
Индекс потребительских цен106,9109,3112,3
Индекс цен производителей промышленных товаров114,2113,1107,5

* сведения представлены Воронежстат

По итогам 2022 года в целом экономика Воронежской области демонстрирует негативную тенденцию. Об этом свидетельствуют статистические показатели, представленные на сайте Воронежстата.

Индекс промышленного производства в 2022 году сократился по сравнению с аналогичным периодом 2021 года на 2%. Мы наблюдаем сокращение объемов обрабатывающего производства на 2,4%. Неплохие показатели за исследуемый период демонстрируют предприятия сельского хозяйства, объемы производства возросли на 11,9%.

В строительстве в 2022 г. объем производства сократился на 0,8 % к 2021 г. В текущем периоде зафиксировано снижение объемов розничного оборота на 7,9%, объем платных услуг не изменился.

Индекс потребительских цен в декабре 2022 г. по отношению к предыдущему сопоставимому периоду составил 112,3%, при этом базовый индекс потребительских цен (БИПЦ), исключающий изменения цен, вызванные сезонными и административными факторами, в декабре составил 100,1% (в декабре 2021 г. – 100,7%).

В декабре цены на продовольственные товары выросли относительно предыдущего месяца на 0,2% (в декабре 2021 года – на 1,1%). Цены на непродовольственные товары в декабре 2022 года выросли относительно предыдущего месяца на 0,1% (в декабре 2021 года – на 0,4 %).

Цены и тарифы на услуги в декабре 2022 года выросли на 3,0% (в декабре 2021 года – на 0,5%).

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в расчете на месяц в среднем по Воронежской области в конце декабря 2022 года составила 19229 рублей и за месяц увеличилась на 1,7%.

В четвертом квартале 2022 года по сравнению с предыдущим кварталом индексы цен на первичном и вторичном рынках жилья, по предварительным данным, составили соответственно 105,7 и 110,9%.

Цены на коммерческую недвижимость в Воронежской области продемонстрированы на рисунке 9. Если рассматривать динамику в целом то за 9 месяцев 2022 года цены на коммерческую недвижимость возросли на 1,02%.

*сведения представлены Статистика Restate.ru

Рисунок 9 – Динамика цены на коммерческую недвижимость в Воронежской области

Цена на производственные помещения на конец 2022 года составила 32236,7 руб./кв. м, цены колеблются от 20000 до 199974000 руб. за объект, при этом в среднем за период цены возросли на 0,3%. Цена на торговые помещения и площади составила 95338,4 руб./кв.м, стоимость за объект от 108018 до 90000000 руб., рост цен 2,5%. Помещение свободного назначения подорожали на 1,3% и в среднем цена составила 65449,6 руб./кв.м., стоимость объекта от 1800000 до 150000000 руб.

Годовая инфляция в Воронежской области в декабре 2022 года увеличилась до 12,34% после 12,14% месяцем ранее. При этом инфляция в регионе сложилась выше, чем в целом по России (11,94%), но ниже, чем по Центральному федеральному округу (12,46%). На динамику инфляции в регионе повлиял перенос на более ранний срок индексации тарифов на жилищные и коммунальные услуги, а также пересмотр тарифов на проезд в городском транспорте в регионе.

Динамика темпа роста инфляции в Воронежской области представлен на рисунке 10.

*сведения представлены ЦБ РФ

Рисунок 10 – Динамика инфляции в Воронежской области за 2022 г.

Базовая инфляция в Воронежской области снизилась, составив 15,01% в декабре 2022 года после 15,76% в ноябре прошлого года. При этом ее значение сложилось выше общего уровня инфляции в регионе (12,34%), что свидетельствует об опережающем росте цен на рыночные компоненты инфляции по сравнению с волатильными и административно-регулируемыми компонентами.

Годовая инфляция в Центральном федеральном округе в декабре 2022 года составила 12,46% после 12,50% в ноябре. На динамику инфляции в округе дезинфляционное влияние оказывали увеличение предложения на продовольственных и непродовольственных рынках, снижение издержек производителей и сдержанный спрос на непродовольственные товары. Смещение периода индексации в сфере ЖКХ и ограниченное предложение отдельных услуг оказали проинфляционное влияние на общий уровень инфляции в округе.

В декабре 2022 года в России годовая инфляция составила 11,94% после 11,98% в ноябре. По прогнозу Банка России, годовая инфляция продолжит снижаться и весной 2023 года может кратковременно опуститься ниже 4% за счет эффекта базы. С учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 5,0–7,0% в 2023 году и вернется к 4% в 2024 году.

Фактически ключевая ставка ЦБ за 2022 г. варьировалась в диапазоне от 7,5% до 20% (Рисунок 11).

*сведения представлены ЦБ РФ

Рисунок 11 – Динамика ключевой ставки ЦБ

Резкие изменения внешних условий в 2022 г. отразились на поведении потребителя. Часть поведенческих изменений, связанных с усилением сберегательной активности на фоне нарастания неопределенности, может носить временный характер. Другие, отражающие трансформационные процессы, которые происходят в экономике, и связанные с долгосрочными изменениями структуры предложения, могут оказаться более устойчивыми.

В продовольственном сегменте ограничения на стороне предложения не так значительны, поскольку, во-первых, санкции не затронули большинство категорий; во-вторых, доля импорта в обороте продовольственной розницы была существенно ниже, чем в непродовольственной; и, в-третьих, во внешних поставках продовольствия (овощи, фрукты) высока доля партнеров из дружественных стран.

В сфере услуг снизившаяся доступность зарубежного отдыха и уход иностранных игроков с российского ресторанного рынка достаточно успешно были компенсированы усилиями отечественного бизнеса по привлечению и удержанию клиентов внутри страны.

В непродовольственном секторе сложилась иная ситуация. По широкому набору позиций уровни потребления до сих пор сохраняют двузначные темпы отставания от уровней прошлого года. Наиболее характерное падение трат наблюдается в категориях одежды, спорта, мебели, а также телекоммуникационного оборудования и бытовой техники. Это те ниши, где были широко представлены ретейлеры/поставщики из недружественных стран, которые ушли с российского рынка или временно приостановили свою деятельность. Значительное сжатие ассортимента предлагаемых товаров и количественные ограничения предложения наблюдаются в сегменте легковых автомобилей. Номинальные расходы ни на одну из товарных категорий (за исключением книг/музыки/видео, которые скорее можно отнести к услугам, а не к товарам длительного пользования) не превышали прошлогодний уровень.

Уровень безработицы Воронежской области на конец 2022 года составил 3,3% общей численности рабочей силы, или 38,6 тыс. человек. Это на 7,8 тыс. человек меньше, чем на конец декабря 2021 года (46,4 тыс. человек, или 3,9% от общей численности рабочей силы). В целом за 2022 год отмечается тенденция к снижению уровня безработицы в сравнении с 2021 годом (Рисунок 12).

* сведения представлены Воронежстат

Рисунок 12 – Динамика уровня безработицы Воронежской области за 2021-2022 гг. 

Работодателями заявлены вакансии на 18 402 рабочих места. Коэффициент напряженности – количество незанятых граждан, претендующих на одну вакансию – оценивают в 0,6. Численность занятого населения в декабре 2022-го по сравнению с декабрем 2021-го сократилась на 23,6 тыс. и составила 1 млн 124,4 тыс. человек.

На начало 2023 года в регионе в режиме неполной занятости трудятся 666 работников, а дистанционно – 814 человек. Под угрозой увольнения находятся 376 работников. мест, или на 1245 рабочих мест меньше, чем за аналогичный период 2021 года. 

Негативные тенденции, вызванные санкциями, оказывают влияние на экономику Воронежской области. Но существенных изменений в экономике пока не наблюдается.

3. Информация о мерах государственной поддержки и эффективность их применения.

В Воронежской области с начало 2022 года органы исполнительной власти прилагают огромные усилия для нивелирования влияния последствий факторов кризиса и формирования благоприятных условий развития малого и среднего предпринимательства. Перечень мер, предлагаемых представителям МСП достаточно разнообразен.

На начало 2023 года за весь период наблюдения было зафиксировано 170829 фактов поддержки субъектов МСП, 35099 получателям поддержки было оказано поддержки на сумму более 32,2 млрд рублей, 18,7 млн кв. м и 728,7 тыс. часов поддержки.На рисунке 13 объединены различные меры поддержки, оказываемые субъектам МСП Воронежской области.

Рисунок 13 – Меры поддержки, оказываемые субъектам МСП Воронежской области

Единый реестр малого и среднего предпринимательства получателей поддержки открывает новые возможности для анализа эффективности предоставления государственной поддержки. Проанализируем динамику и структуру форм и видов поддержки.

Динамика объемов поддержки субъектов МСП Воронежской области за 2020-2022 гг., представлены в таблице 7.

Таблица 7 – Динамика объемов поддержки субъектов МСП Воронежской области за 2020-2022 гг.

Показатели202020212022Абсолютное отклонение, 2022 от 2021Относительное отклонение, % 2022 к 2021
Факты поддержки, ед.74 43236 20931 925-4284-11,8
Получатели поддержки, ед.523542228117629-4652-20,9
Объём поддержки, млн. руб.9374,17734,811027,73292,942,6
Объем поддержки, тыс. кв. м3731,24899,24752,5-146,7-3,0
Объем поддержки, часы67897,8182193,0305947,2123754,1767,9

Показатели имеют отрицательную динамику, это говорит о сокращении различных форм поддержки субъектов МСП и снижении активности предоставления такой поддержки со стороны органов власти и компетентной инфраструктуры, оказывающей такую поддержку.  Самый большой объем поддержки был оказан в часах и возрос данный показатель на 67,9 %.

Проиллюстрируем динамику показателей поддержки субъектов МСП на графиках 14-16.

*сведения представлены ФНС РФ

Рисунок 14 – Динамика фактов поддержки субъектов МСП Воронежской области за 2020-2022 гг.

*сведения представлены ФНС РФ

Рисунок 15 –Динамика числа получателей поддержки субъектов МСП Воронежской области за 2020-2022 гг.

*сведения представлены ФНС РФ

Рисунок 16 – Динамика объемов средств поддержки субъектов МСП Воронежской области за 2020-2022 гг.

В 2022 году были определены приоритетные направления бизнеса, которым поддержка оказывается в первую очередь. Это сельское хозяйство, фермерство – производство и переработка мяса, молочной продукции, овощей; экспортеры; отечественные IT-компании; туризм; самозанятые граждане.

Действующая система поддержки субъектов МСП также ориентирована в основном на поддержку микро-бизнеса. Необходимо значительное расширение охвата малых и средних предприятий существующими мерами поддержки, а также обеспечение их доступа к инфраструктуре и повышение степени защиты прав предпринимателей.

Если рассматривать структуру поддержки (Рисунок 17) по категориям субъектов МСП и видам получателей поддержки, то наибольшая доля приходится на микропредприятия и индивидуальных предпринимателей. Официальные результаты статистического наблюдения показали, что 23% юридических лиц, 75% индивидуальных предпринимателей и 2% самозанятых являлись получателями поддержки.

*сведения представлены ФНС РФ

Рисунок 17 – Структура поддержки по категориям субъектов МСП и видам получателей поддержки

Какие же виды поддержки востребованы субъектами МСП? Очень интересный факт, если рассматривать формы поддержки распределённых по количеству получателей, то мы увидим, что наибольший удельный вес составляет финансовая поддержка (60 % от числа получателей), информационную поддержку (5 %), образовательную и консультационную поддержку (соответственно 13% и 21%). Если мы рассмотрим формы поддержки по факту получения, то увидим субъекты МСП Воронежской области за 2022 год приоритетно воспользовались информационной и финансовой поддержкой (по 43% получателей) (Рисунок 18). Это говорит о востребованности данной формы поддержки в условиях ускоренной цифровизации экономики.

*сведения представлены ФНС РФ

Рисунок 18 – Формы поддержки, востребованные получателями за 2022 год по Воронежской области.

Наибольший удельный вес в финансовой поддержке приходится на предоставление субсидий и грантов (88,6%). Информационная поддержка в основном была оказана в виде предоставления необходимой информации, связанной с различными аспектами ведения предпринимательской деятельности (97,8%). Наиболее востребованная образовательная поддержка предоставлялась в виде организации и проведения семинаров, тренингов, конференций, форумов, круглых столов, бизнес-игр (75,4%). Экспертная помощь от специалистов различных сфер по всем вопросам, возникающим у предпринимателя (иные консультационные услуги) была востребована у 61,6 %. Имущественная поддержка оказывалась приоритетно через передачу в аренду имущества (77,3%). Инновационная поддержка осуществлялось только в виде производственных работ и за данный период поддержкой воспользовался 1 предприниматель.

Сложившаяся ситуация с недостаточным уровнем развития более крупных форм малого и среднего бизнеса является в том числе и результатом действующей системы поддержки малого и среднего предпринимательства, которая ориентирована преимущественно на его микро-часть.

Ярким примером этого являются специальные налоговые режимы (УСН, ПСН, НПД, ЕСХН и новый АУСН), которые имеют ограничения по годовому обороту до 60-150 млн. руб. в год (хотя согласно законодательству, предельный размер оборота малого предприятия составляет 800 млн. руб. в год). Кроме того, для организаций и ИП при использовании специальных налоговых режимов установлены также ограничения по численности занятых, стоимости основных средств на балансе организаций. Имеются также ограничения на применение данных режимов для определенных видов деятельности и др. Все это приводит к тому, что снижение налоговой нагрузки фактически предоставляется только микро-бизнесу. При этом рост бизнеса (по выручке или по числу занятых) до уровней, превышающих установленные лимиты для специальных налоговых режимов, означает для предприятия риски увеличения и налоговой, и административной нагрузки (связанной с переходом на общий порядок учета и отчетности). Такое положение не только не создает для компаний достаточных стимулов к росту, но еще и создает стимул к «дроблению» растущего бизнеса, поскольку какие-либо специальные режимы для малых (кроме микро) и средних предприятий отсутствуют. Стоит отметить, что недавно введенные «переходные положения» от упрощенной налоговой системы к общей системе налогообложения, предусматривающие повышенные ставки налога на доходы без утраты права перехода на упрощенную налоговую систему в следующем периоде, не решают проблемы отсутствия стимулов к росту бизнеса. Они лишь облегчают положение тех микро-компаний, которые ненамного превысили требуемые годовые лимиты по выручке или занятым, и могут в следующем периоде снова вернуться к лимитам упрощенной системы.

По сути, единственной мерой поддержки субъектов МСП в части налогов и взносов, распространяющейся не только на микро-бизнес, но и на остальные компании, является введенная с 2020 г. мера по снижению страховых взносов на зарплату сотрудников предприятий, входящих в Реестр МСП (в части зарплаты, превышающей МРОТ). В частности, данная мера стала одним из стимулов к расширению и «обелению» занятости в малом бизнесе, о чем свидетельствуют показатели роста числа занятых в данном секторе. Однако одна эта мера не может служить достаточным стимулом для роста малого и среднего бизнеса.

На стратегической сессии в рамках дискуссионной панели, посвящённой вопросам безопасности бизнеса предпринимателей, были преведены результаты опрошенных пяти рабочих групп: уполномоченных по защите прав предпринимателей из 9 городов России, исполнительных органов государственной власти, экспертов Pro bono, деловых объединений и более 150 предпринимателей.

Резюмируя результаты исследования можно выделить следующие главные проблемы, которые требуют внимания и незамедлительных действий, направленных на их решение:

  1. Доступность финансовых ресурсов – недоступность льготного финансово кредитного обеспечения МСП;
  2. Безопасность – административные барьеры, штрафы и т.д.;
  3. Налоговая нагрузка – налоги и очень частые налоговые проверки как тяжкий груз для малого бизнеса;
  4. Энергоресурсы – сложный и дорогой механизм взаимодействия с ресурсными компаниями;
  5. Логистика – нарушенные логистические цепочки;
  6. Поддержание занятости населения – недостаток квалифицированных кадров, кадровый голод.

Однако корректировка целевых показателей не снимает с повестки дня важнейшую задачу – полноценное развитие не только микро-, но и малых и средних предприятий в различных секторах экономики, которые необходимы для ее диверсификации, развития перерабатывающих производств и предоставления широкого спектра услуг для населения и бизнеса.

Меры поддержки малого предпринимательства в нынешних условиях представляют собой важнейший элемент реагирования государства, субъектов РФ и муниципальных образований на сложившуюся ситуацию в экономике. Реализуемые меры должны способствовать минимизации последствий кризиса и способствовать развитию данного сектора экономики. Однако не все предприниматели имеют возможность получать соответствующие меры государственной поддержки.

Информационно-консультационная, образовательная поддержка оказывается в региональном Центре поддержки предпринимательства и Центре поддержки экспорта.

Региональный Центр экспорта организует и проводит различные мероприятия, а также обеспечивает участие в них региональных субъектов МСП, содействует им в поиске и подборе иностранных покупателей, выходе на внешние рынки.

При поддержке Центра в 2022 году на экспорт выведено 69 субъектов МСП Воронежской области. Объём экспорта субъектов МСП, получивших поддержку Центра, составил 35,7 млн долларов США.

Центр поддержки предпринимательства осуществляет поддержку начинающих и действующих предпринимателей. Организует и проводит мероприятия различного формата, направленные на повышения предпринимательской компетенции. Оказывает комплекс услуг, направленных на содействие инвестиционной и инновационной деятельности МСП.

Центром совместно с ассоциацией «ТехСтарт» оказана помощь в подготовке 23 проектов, которые получили поддержку Фонда содействия инновациям  на сумму 224,97 млн рублей.

В целях достижения технологического суверенитета приоритетным направлением поддержки МСП для всей инфраструктуры области является поддержка малых производственных компаний.Также важным и перспективным на сегодняшний день видится поддержка и развитие коммерциализации научных разработок в МСП. В этих целях прорабатывается возможность разработки в партнерстве с воронежскими ВУЗами региональной программы (концепции) организации поддержки инновационных высокотехнологичных субъектов МСП.

4. Прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Воронежской области.

В 2023 году экономика Воронежской области столкнется с необходимостью пройти сложный период трансформации. Малые и средние предприятия окажутся под воздействие этих трансформационных процессов. При этом экономика Воронежской области будет напрямую зависеть как от числа занятых, так и от качественного функционирования субъектов МСП. В таблице 8 представлен прогноз на начало 2023 года.

Таблица 8

Наименование показателяЕд. изм.2022 годПрогноз  на 2023 годОтносительное изменение, %
1.Количество субъектов малого и среднего предпринимательства –  в том числе юридических лицЕд.8352486197на ­ 3,2%
 Всего юридических лиц МСПЕд.2889130971на ­ 7,2%
1.1.Количество малых предприятийЕд.29132858на ¯ 1,9%
1.2.Количество средних предприятийЕд.271289на  ­6,5%
1.3.Количество микропредприятийЕд.2570727825на ­ 8,2%
2.Численность занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства – всего, в том числе*:Чел.239053262480на ­ 9,8%
2.1.Численность работников, занятых на средних предприятияхЧел.2845429450на ­ 3,5%
2.2.Численность работников, занятых на малых предприятияхЧел.10207197784на ¯ 4,2%
2.3.Численность работников, занятых на микропредприятияхЧел.108528135246на ­ 24,6%
4.Средняя заработная плата работникам (начисленная) в сегменте МСП**Тыс. руб.37,638,3на ­ 1,9%
4.1.Средняя заработная плата работникам (начисленная) (средние предприятия)Тыс. руб.4546,4на ­ 3,1%
4.2.Средняя заработная плата работникам (начисленная) (малые предприятия)Тыс. руб.36,837,6на ­ 2,1%
4.3.Средняя заработная плата работникам (начисленная) (микропредприятия)Тыс. руб.24,624,9на ­ 1,3%
5.Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей)***Млрд. руб.1603,81668,9на ­ 4,1%
5.1.Оборот средних предприятийМлрд. руб.342,6376,2на ­ 9,8%
5.2.Оборот малых предприятийМлрд. руб.1261,21292,7на­ 2,5%

Поступательное развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Воронежской области не было сдержано ухудшением экономической ситуации и давления, вызванного санкциями.

На конец года ожидается несущественное изменение показателей. Прогнозируется тенденция, которая сложилась в течении всего года, а именно, незначительный рост показателей по малому бизнесу, заметный рост показателей микропредприятий и снижение показателей по средним предприятиям. 

Если рассматривать отраслевой разрез, то рост показателей МСП прогнозируется в строительстве, торговле и в сфере IT. Благодаря государственной поддержке строительный сектор может стать одним из драйверов экономики Воронежской области. Таким образом, будет создана благоприятная основа для развития МСП в строительном секторе, несмотря на имеющиеся финансовые трудности.

Информационный сектор занимает третье место приоритизации для МСП в период трансформации. Именно этот сегмент может показать самый быстрый темп прироста.

Возможно снижение показателей в сфере транспортировки и хранения, а также в сфере профессиональной, научной и технической деятельности. Прогнозируется активный рост самозанятых. 

Задача полноценного развития малого и среднего бизнеса в России требует не просто реализации отдельных направлений поддержки малых и средних предприятий, а комплексных усилий, нацеленных на создание условий для развития микро-, малого и среднего бизнеса.

Наряду с направлениями работы, реализуемыми сейчас в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», необходимо продолжить работу по тем направлениям, которые представители МСП отмечают как существенные препятствия к росту, а именно: недостаточный уровень защиты прав и свобод предпринимателей, а также отсутствие доступа к инфраструктуре (прежде всего, транспортной и логистической). Критически важным является продолжение работы по декриминализации бизнеса, а также по обеспечению беспрепятственного доступа для малых и средних промышленных и сельскохозяйственных предприятий к современным логистическим услугам и транспортировке готовой продукции, материалов и комплектующих как внутри страны, так и на экспорт.

При этом действующие инструменты поддержки, направленные на предоставление доступного финансирования малому и среднему бизнесу, необходимо кратно расширить, чтобы охват субъектов МСП данными мерами был не штучным, а массовым. Требуется также и корректировка специальных налоговых режимов для малого бизнеса, подразумевающая распространение возможностей их применения не только для микро-, но и малых компаний.

Приложение.

Есть вопросы?
Задайте их нам в центре «Мой бизнес» или online