
Информационно-аналитический материал содержит анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Воронежской области
Подготовлен по заказу АНО «Центр поддержки предпринимательства
Воронежской области»
- Информация по основным показателям развития субъектов МСП на территории Воронежской области за 2023 год.
- Дополнительная информация об экономическом положении в Воронежской области.
- Информация о мерах государственной поддержки и эффективность их применения.
- Прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Воронежской области.
Задача полноценного развития малого и среднего бизнеса в России требует не просто реализации отдельных направлений поддержки малых и средних предприятий, а комплексных усилий, нацеленных на создание условий для развития микро-, малого и среднего бизнеса.
Наряду с направлениями работы, реализуемыми сейчас в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», необходимо продолжить работу по тем направлениям, которые представители МСП отмечают как существенные препятствия к росту, а именно: недостаточный уровень защиты прав и свобод предпринимателей, а также отсутствие доступа к инфраструктуре (прежде всего, транспортной и логистической). Критически важным является продолжение работы по декриминализации бизнеса, а также по обеспечению беспрепятственного доступа для малых и средних промышленных и сельскохозяйственных предприятий к современным логистическим услугам и транспортировке готовой продукции, материалов и комплектующих как внутри страны, так и на экспорт.
При этом действующие инструменты поддержки, направленные на предоставление доступного финансирования малому и среднему бизнесу, необходимо кратно расширить, чтобы охват субъектов МСП данными мерами был не штучным, а массовым. Требуется также и корректировка специальных налоговых режимов для малого бизнеса, подразумевающая распространение возможностей их применения не только для микро-, но и малых компаний.
В целях оказания информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства подготовлен информационно-аналитический материал, который содержит анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Воронежской области.
Объектом исследования являются субъекты малого среднего предпринимательства, как составная часть социально-экономической системы Воронежской области.
Цель исследования заключается в анализе текущего состояния развития субъектов малого и среднего предпринимательства, оценка экономического положения Воронежской области, мер поддержки и разработка прогноза развития малого и среднего предпринимательства.
Задачи исследования:
- Провести анализ текущего состояния сектора МСП в Воронежской области;
- Исследовать экономическое положение Воронежской области на основе оценки основных индикаторов;
- Проанализироать основные направления поддержки субъектов МСП и дать оценку их эффективности;
- Сформировать прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Воронежской области.
Информационные источники, использованные в процессе разработки аналитического материала:
- Федеральная служба государственной статистики;
- Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС);
- Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
- прочие официальные источники, используемые органами государственной власти и подведомственными структурами.
на территории Воронежской области за 2023 год
Малое и среднее предпринимательство являются важной составляющей региональной экономики. МСП играет важную роль в создании рабочих мест, стимулировании экономического роста, повышении конкурентоспособности и инноваций. Данный сектор экономики способствует развитию Воронежской области, укреплению социальной стабильности и улучшению жизни населения.
Важно поддерживать и развивать малые и средние предприятия, предоставлять им доступ к финансированию, обучению, консультациям и рынкам сбыта. Государство создает условия для развития МСП, упрощает налогообложение, предоставляет субсидии и горизонтальную поддержку. В свою очередь, предприниматели развивают свои навыки, следят за тенденциями рынка, инвестируют в инновации и эффективно развивают свой бизнес. Таким образом, малое и среднее предпринимательство является краеугольным камнем экономики и играет важную роль в общественном развитии.
Аналитика развития малого и среднего предпринимательства является важным инструментом для оценки динамики развития этого сектора экономики. Собранные данные и показатели позволяют проводить глубокий анализ различных аспектов деятельности МСП и выявлять тенденции, проблемы и потенциалы развития.
Анализ изменений в количестве МСП помогает оценить общую тенденцию развития сектора, выявить отрасли с наибольшим ростом или спадом числа предприятий.
В 2023 году для Воронежской области и предпринимательской среды области была отмечена стабильность. Постоянная аналитика статистических данных, опубликованных Федеральной налоговой службой, говорит о том, что к декабрю того года количество субъектов малого и среднего предпринимательства достигло 86 тысяч, а количество самозанятых составило 115 тысяч. Эти цифры являются значительными, отражая устойчивый рост и видимую динамику в развитии предпринимательской активности в регионе.
Изучение структуры МСП по отраслям позволяет определить, в каких сферах деятельности сосредоточено наибольшее количество предприятий, а также выявить перспективные отрасли для развития.
Статистика по числу занятых в секторе МСП помогает оценить вклад сектора в общую занятость и социальную стабильность, а также определить тенденции в создании новых рабочих мест. Анализ оборота субъектов МСП позволяет оценить экономическое состояние сектора, его конкурентоспособность и устойчивость.
Характеристика динамики и особенностей развития малого и среднего предпринимательства помогает понять состояние бизнес-среды, выявить проблемные области, определить потенциальные возможности для развития и содействовать устойчивому росту предпринимательской активности в регионе. Статистическое исследование развития МСП помогает региональным органам власти, предпринимателям и исследователям разрабатывать эффективные стратегии поддержки, улучшения бизнес-среды и стимулирования роста МСП в экономике.
Кроме того, анализ развития МСП в Воронежской области позволяет оценить эффективность государственных программ поддержки предпринимательства, выявить необходимость в разработке новых мер поддержки и создании благоприятной инвестиционной среды для развития бизнеса. Изучение развития малого и среднего предпринимательства в Воронежской области является важным инструментом для оптимизации государственной политики в области поддержки предпринимательства, повышения эффективности предпринимательской деятельности и обеспечения устойчивого экономического роста региона.
Выявление факторов развитии малого и среднего бизнеса в Воронежской области является направлением данного исследования.
В таблице 1 приведена динамика абсолютных показателей развития малого и среднего предпринимательства Воронеж за 12 месяцев 2020-2023 гг.
Таблица 1 – Динамика показателей развития субъектов МСП на территории Воронежской области за 2023 год
Наименование показателя | Ед. изм. | 2021 год | 2022 год | 2023 год | Отклонение, 2023 от 2022 года | |
абс. | относ., % | |||||
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства – всего | Ед. | 85008 | 83524 | 86058 | 2534 | 3,03 |
Количество субъектов малого и среднего предпринимательства – юридические лица*: | Ед. | 31042 | 28891 | 28051 | -840 | -2,91 |
Количество малых предприятий | Ед. | 2914 | 2913 | 2893 | -20 | -0,69 |
Количество средних предприятий | Ед. | 286 | 271 | 278 | 7 | 2,58 |
Количество микропредприятий | Ед. | 27842 | 25707 | 24880 | -827 | -3,22 |
Индивидуальные предприниматели (ИП) – всего, в том числе | Ед. | 53966 | 54633 | 58007 | 3374 | 6,18 |
ИП Микро | Ед. | 53420 | 54067 | 57434 | 3367 | 6,23 |
ИП Малое | Ед. | 532 | 552 | 560 | 8 | 1,45 |
ИП Среднее | Ед. | 14 | 14 | 13 | -1 | -7,14 |
Численность занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства – всего, в том числе*: | Чел. | 229503 | 239053 | 234097 | -4956 | -2,07 |
Численность работников, занятых на средних предприятиях | Чел. | 30039 | 28454 | 28415 | -39 | -0,14 |
Численность работников, занятых на малых предприятиях | Чел. | 97408 | 102071 | 100577 | -1494 | -1,46 |
Численность работников, занятых на микропредприятиях | Чел. | 102056 | 108528 | 105105 | -3423 | -3,15 |
Средняя заработная плата работникам (начисленная) в ВО ** | Тыс. руб. | 32,6 | 37,6 | 46,3 | 8,7 | 23,14 |
Средняя заработная плата работникам (начисленная) (средние предприятия) | Тыс. руб. | 41,4 | 45 | 50,9 | 5,9 | 13,11 |
Средняя заработная плата работникам (начисленная) (малые предприятия) | Тыс. руб. | 33,8 | 36,8 | 41,7 | 4,9 | 13,32 |
Средняя заработная плата работникам (начисленная) (микропредприятия) | Тыс. руб. | 22,6 | 24,6 | 27,8 | 3,2 | 13,01 |
Оборот малых предприятий (включая микропредприятия)*** | Млрд. руб. | 993,96 | 1261,17 | 1206,46 | -54,71 | -4,34 |
** данные не являются официальными (социологическое исследование «Средняя зарплата по регионам России 2023»)
*** сведения представлены Воронежстат
По результатам анализа динамики показателей в 2023 году можно сделать следующие выводы:
1. Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Воронежской области увеличилось на 2534 единицы, составив 86058. При этом увеличение числа юридических лиц в этой категории составило 840 единиц, в то время как уменьшение микропредприятий наблюдалось на 827 единиц.
2. Численность занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства в общей сложности снизилась на 4956 человек, что соответствует уменьшению на 2,07%. Снижение числа работников занятых на микропредприятиях оказалось наиболее значительным и составило 3423 человека.
3. Средняя заработная плата для работников (начисленная) в области увеличилась на 8,7 тысяч рублей, достигнув отметки в 46,3 тысячи рублей. В то же время, средняя заработная плата на малых и средних предприятиях также увеличилась, однако остается ниже средней по области.
4. Оборот малых предприятий, включая микропредприятия, снизился на 54,71 млрд рублей, что составляет уменьшение на 4,34%.
Таким образом, можно отметить, что за 2023 год в регионе наблюдался рост числа субъектов предпринимательства и увеличение средней заработной платы, однако оборот малых предприятий оказался в негативной динамике. Важно продолжать мониторинг и принимать соответствующие меры для поддержания устойчивого развития предпринимательской деятельности в области.
За период с 2020 – 2023 годов наблюдается отрицательная динамика количества юридических лиц при одновременном увеличении количества индивидуальных предпринимателей. В целом за 4 года количество юридических лиц сократилось на 4,87%, при этом число индивидуальных предпринимателей увеличилось на 4.07% (Рисунок 1).

*сведения представлены ФНС РФ
Рисунок 1 – Динамика численности субъектов МСП на 10 число каждого месяца за 2020-2023 гг.
Численность занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства за 2023 год составила 234097 чел., сокращение в среднем с 2020 года составило 1,34 % (Рисунок 2).

*сведения представлены ФНС РФ
Рисунок 2 – Динамика численности работников субъектов МСП на 10 число каждого
месяца за 2020-2023 гг.
В 2023 году наблюдается отрицательная тенденция по всем категория численности работников. Численность работников, занятых на средних предприятиях в 2023 году по сравнению с 2022 годом, снизилась на 39 чел. или на 0,14%, численность работников, занятых на малых предприятиях сократилась на 1,46 % или на 1494 чел., численность работников, занятых на микропредприятиях снизилась на 3,15% или на 3423 чел.
Из полученных результатов можно проследить следующую тенденцию:
1. Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства в рассматриваемом периоде увеличилось, что говорит о росте предпринимательской активности в области.
2. Снижение числа микропредприятий при росте числа средних фирм юридических лиц может свидетельствовать о тенденции к развитию более крупных предприятий в регионе.
3. Общее количество ИП увеличилось на 3374 единицы, что говорит о росте предпринимательской самостоятельности в области. Существенное увеличение числа ИП в категории “ИП Микро” может свидетельствовать о популярности такого вида предпринимательской деятельности.
4. Общее снижение числа работников на субъектах малого и среднего предпринимательства может указывать на некоторую экономическую нестабильность. или с различными факторами, включая рост производительности труда.
5. Увеличение средней заработной платы для работников, как на общем рынке труда, так и на малых и средних предприятиях, может указывать на улучшение экономической ситуации в области.
Таким образом, общая тенденция характеризуется увеличением числа субъектов предпринимательства, уменьшением численности работников и изменениями в структуре предприятий, что может отражать наличие изменений в экономике региона. По итогам 2023 года на малых и средних предприятиях Воронежской области наблюдается тенденция замедления основных показателей по сравнению с тем же периодом прошлого года, при этом по отдельным направлениям фиксируется их отрицательная динамика.
Рассмотрим подробнее динамику представленных показателей в таблице 1. По данным Федеральной налоговой службы по состоянию на 10.01.2024 на территории региона осуществляли свою деятельность – 86058 субъектов МСП, на 10.01.2023 – 83524 (103,03 % к 2022 году), из них 278 средних предприятий, 2893 малых и 28051 микропредприятия и 58007 индивидуальных предпринимателей (Рисунок 3).

*сведения представлены ФНС РФ
Рисунок 3 – Динамика численности субъектов МСП на 10 число каждого месяца 2021-2023 гг.
В таблицах 2 и 3 представлена структура субъектов МСП в Воронежской области в период 2020-2023 гг. Если сравнить ситуацию с изменением числа МСП в Воронежской области с тенденциями, которые отмечаются в Центральном федеральном округе РФ (ЦФО) и России в целом, то она характеризуется следующим образом.
Таблица 2 – Число малых и средних предприятий в РФ, ЦФО и Воронежской области, на начало 2020-2023 гг., единиц
Категории хозяйствующих субъектов | год | |||
10.01.2021 | 10.01.2022 | 10.01.2023 | 10.01.2024 | |
РФ | ||||
Всего МСП, в том числе | 5684561 | 5866703 | 5991349 | 6347771 |
Микропредприятия | 5450261 | 5636297 | 5761069 | 6114610 |
Малые предприятия | 216615 | 212429 | 212271 | 214426 |
Средние предприятия | 17685 | 17977 | 18009 | 18735 |
ЦФО | ||||
Всего МСП, в том числе | 1764883 | 1857954 | 1930548 | 2027119 |
Микропредприятия | 1684394 | 1778293 | 1850017 | 1944420 |
Малые предприятия | 73673 | 72711 | 73516 | 75378 |
Средние предприятия | 6816 | 6950 | 7015 | 7321 |
Воронежская область | ||||
Всего МСП, в том числе | 84043 | 85008 | 83524 | 86058 |
Микропредприятия | 80199 | 81262 | 79774 | 82314 |
Малые предприятия | 3540 | 3446 | 3465 | 3453 |
Средние предприятия | 304 | 300 | 285 | 291 |
Таблица 3 – Относительные изменения числа малых и средних предприятий в РФ, ЦФО и Воронежской области, в %
Категории хозяйствующих субъектов | Темпы роста | |
Среднее значение за 4 года | 2023 г. по отношению к 2022 г. | |
РФ | ||
Всего МСП, в том числе | 103,75 | 105,95 |
Микропредприятия | 103,91 | 106,14 |
Малые предприятия | 99,66 | 101,02 |
Средние предприятия | 101,94 | 104,03 |
ЦФО | ||
Всего МСП, в том числе | 104,73 | 105,00 |
Микропредприятия | 104,90 | 105,10 |
Малые предприятия | 100,77 | 102,53 |
Средние предприятия | 102,41 | 104,36 |
Воронежская область | ||
Всего МСП, в том числе | 100,79 | 103,03 |
Микропредприятия | 100,87 | 103,18 |
Малые предприятия | 99,17 | 99,65 |
Средние предприятия | 98,55 | 102,11 |
На основании этих данных можно сделать следующие выводы:
По результатам сравнения видно, что Российская Федерация и Центральный федеральный округ лидируют по общему числу субъектов МСП. Однако Воронежская область имеет более низкую численность МСП по сравнению с федеральным округом. Большая часть МСП в каждом из рассматриваемых регионов – микропредприятия, что характерно для всей страны. Наибольший рост ожидается в Российской Федерации, в то время как ЦФО и Воронежская область также демонстрируют увеличение числа субъектов МСП.
Давайте проанализируем численность субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в различных регионах и в целом по Российской Федерации за период до 2024 года.
1. Всего по Российской Федерации:
- наблюдается устойчивый рост численности субъектов МСП с 2021 по 2024 год.
- количество микропредприятий растет более активно по сравнению с малыми и средними предприятиями.
- по итогам 2024 года ожидается общее увеличение числа МСП до 6 347 771.
2. Центральный федеральный округ (ЦФО):
- также отмечается уверенный прирост числа субъектов МСП в целом и микропредприятий.
- среди всех категорий предприятий наибольший прирост у микропредприятий.
- количество субъектов МСП в ЦФО продолжает увеличиваться, прогнозируется достижение более чем 2 миллионов к 2024 году.
3. Воронежская область:
- несмотря на небольшие колебания, характерен общий рост численности МСП с 2021 по 2024 год.
- микропредприятия составляют основную долю всех субъектов МСП в регионе.
- наблюдается увеличение количества предприятий в Воронежской области до 86 058 к 2024 году.
Таким образом, можно отметить, что в целом по России и в отдельных регионах отмечается положительный тренд по увеличению численности субъектов малого и среднего предпринимательства. В частности, растет количество микропредприятий, что свидетельствует о развитии бизнеса на малых и средних предприятиях.
Соответственно, если сравнивать в среднем за период, то темпы роста числа малых и средних предприятий в Воронежской области ниже, чем в ЦФО и России.
При оценке позиций Воронежской области в пределах ЦФО было установлено, что в 2023 и в 2020 г. Воронежская область по общему числу МСП занимала 3 место после г. Москвы и Московской области. Если обратиться к общероссийскому рейтингу по общему числу МСП, то в 2022 г. Воронежская область занимала в нем 16 место, а в 2023 г. – 17 место, т. е. позиции несколько ухудшились.
Если проанализировать структуру численности МСП в разрезе по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (Рисунок 4) на начало 2024 г., мы видим, что 67,4 % (58007) от общего количества субъектов МСП Воронежской области составляют индивидуальные предприниматели, а 32,6% – юридические лица (28051). В Воронежской области на 10.01.2024 года наибольший удельный вес занимают микропредприятия. Среди юридических лиц микропредприятия 88,70%, малые предприятия 10,31% и средние предприятия 0,99%. 99,01% индивидуальных предпринимателей это микропредприятия.

*сведения представлены ФНС РФ
Рисунок 4 – Структура субъектов малого и среднего предпринимательства в разрезе
организационных форм
По данным Воронежстат на конец 2023 года анализ показателя оборот организаций, отражающий коммерческую деятельность предприятий, свидетельствует о продолжении позитивных тенденций в деятельности малых и микропредприятий, отмечаемых в течение 2023 года.
За 2023 год в целом по различным секторам экономики можно отметить перераспределение долей в общем обороте малых предприятий, снижение доли торговли и увеличение доли обрабатывающих производств и информационно-коммуникационной деятельности (Таблица 4). Анализ структуры оборота малых предприятий по различным видам экономической деятельности позволяет выявить тенденции и перспективы развития различных секторов экономики. Важно учитывать эти данные при разработке стратегии развития предприятий и формировании региональной экономической политики.
Таблица 4 – Структура оборота малых и микро-предприятий Воронежской области
в разрезе видов экономической деятельности за 2022 г.
Виды экономической деятельности | Код | 2021 | 2022 | 2023 | |||
млн. руб. | Структура, % | млн. руб. | Структура, % | млн. руб. | Структура, % | ||
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство | A | 48895,2 | 4,92 | 54919,1 | 4,35 | 50945,5 | 4,22 |
Обрабатывающие производства | C | 137444,2 | 13,83 | 160309,0 | 12,71 | 180283,5 | 14,94 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | E | 13116,0 | 1,32 | 13183,4 | 1,05 | 8918,4 | 0,74 |
Строительство | F | 114558,1 | 11,53 | 139534,5 | 11,06 | 157318,4 | 13,04 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов | G | 502117,6 | 50,52 | 704904,9 | 55,89 | 584584,3 | 48,45 |
Транспортировка и хранение | H | 58027,5 | 5,84 | 56727,4 | 4,50 | 62810,1 | 5,21 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания | I | 6866,4 | 0,69 | 9222,3 | 0,73 | 11681,3 | 0,97 |
Деятельность в области информации и связи | J | 11032,4 | 1,11 | 17169,4 | 1,36 | 18075,9 | 1,50 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом | L | 32163,4 | 3,24 | 34552,8 | 2,74 | 37568,1 | 3,11 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая | M | 28235,5 | 2,84 | 29111,6 | 2,31 | 41061,4 | 3,40 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | N | 15773,5 | 1,59 | 18326,7 | 1,45 | 23719,8 | 1,97 |
Прочие | 25727,3 | 2,59 | 23206,2 | 1,84 | 29496,8 | 2,44 | |
Итого | 993957,1 | 100,00 | 1261167,3 | 100,00 | 1206463,5 | 100,00 |
* сведения представлены Воронежстат
Данный анализ структуры оборота малых предприятий по различным видам экономической деятельности за рассматриваемый период свидетельствует о некоторых тенденциях и динамике изменений. В частности, можно выделить следующие ключевые моменты:
1. Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство демонстрируют относительно незначительный вклад в общий оборот малых предприятий, сохраняя стабильность долей на уровне около 4-5%. В то же время, отмечается умеренный рост оборота в данной сфере с 2021 по 2022 год, за которым следует незначительное снижение к 2023 году.
2. Обрабатывающие производства, на фоне остальных видов экономической деятельности, демонстрируют более существенное влияние на общий оборот предприятий. Наблюдается тенденция к увеличению их доли в обороте с каждым годом, особенно выраженная в 2023 году.
3. В секторе водоснабжения; водоотведения, организации сбора и утилизации отходов отмечается нестабильность доли в общем обороте малых предприятий с незначительными колебаниями в период с 2021 по 2023 год. Важно отметить относительно невысокую долю этого сектора в общем обороте.
4. В период с 2021 по 2023 год структура оборота малых предприятий в сфере строительства остается относительно стабильной с незначительными колебаниями. Наблюдается некоторое увеличение доли строительных предприятий в общем обороте к 2023 году, что свидетельствует о потенциале этого сектора для роста и развития.
5. Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов, данный сектор экономики также играет значительную роль в структуре оборота малых предприятий. Наблюдается устойчивый рост и увеличение доли торговых предприятий с 2021 по 2023 год. Это свидетельствует о стабильности и перспективах развития данной отрасли.
6. Прочие виды деятельности, включая научные исследования, информационные технологии, образование, здравоохранение и социальное обслуживание, доля данных секторов в общем обороте малых предприятий незначительна, и наблюдается устойчивое увеличение представленности этих видов деятельности в обороте с каждым годом. Это говорит о важности и значимости сферы научных исследований, информационных технологий и других видов услуг для экономического развития.
Анализ данных по структуре оборота малых предприятий позволяет сделать вывод о динамике изменений в различных отраслях экономики и перспективах их развития. Особенно важно учитывать перераспределение долей различных видов деятельности в общем обороте предприятий, что может иметь важное значение для стратегического планирования и принятия управленческих решений.
Наиболее привлекательными для предпринимателей по-прежнему, остаются сфера оптовой и розничной торговли, обрабатывающее производство, строительный сектор и сфера операций, связанных с транспортировкой и хранением. Вместе с тем, рассматривая приоритетные направления деятельности отдельно индивидуальных предпринимателей, микро-, малых, и средних предприятий, следует отметить, что существуют определенные различия.
Большинство индивидуальных предпринимателей региона задействованы в торговом секторе (39%), порядка 17% – в сфере транспортировки и хранения. Удельный вес индивидуальных предпринимателей, занимающихся обрабатывающим производством составил на конец 2023 года около 4 %, строительных ИП – 6,7 %, занятых в сельском хозяйстве – порядка 6,1% (Рисунок 5).

* сведения представлены Воронежстат
Рисунок 5 – Структура субъектов малого предпринимательства по видам экономической
деятельности на конец 2023 г.
По данным ФНС России согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства в Воронежской области на 10 января 2022 и 2023 гг. преобладаю следующие виды эконмической деятельности, зарегистрированных по отдельным категориям субъектов МСП. По средним предприятиям (Рисунок 6).

*сведения представлены ФНС РФ
Рисунок 6 – Структура численности в секторе малого и среднего бизнеса по видам
экономической деятельности за 2021-2022 гг. в %. (ТОП-10 ОКВЭД)
Создаваемые рабочие места в большей части не являются качественными рабочими местами, поскольку не обеспечивают постоянных рабочих мест, отвечающих требованиям безопасности труда с заработной платой, выше средней по региону.

Рисунок 7 – Структура численности работников субъектов МСП на 10.01.2024 г.
По данным ФНС России на 31.12.2023 количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» составило 115 942 человек это на это на 46,8 % больше, чем численность самозанятых, зафиксированных на 31.12.2022 (78953 человек). Динамка количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» Воронежской области за 2020-2023 гг. представлены на рисунке 8.

*сведения представлены ФНС РФ
Рисунок 8 – Динамика количество самозанятых граждан, зафиксировавших свой статус и
применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход»
Воронежской области за 2020-2023 гг.
По результатам анализа динамики развития малого и среднего предпринимательства в Воронежской области за 2023 год можно выделить несколько основных тенденций:
1. Увеличение числа субъектов малого и среднего предпринимательства в регионе на 2534 единицы, что свидетельствует о росте предпринимательской активности. Важно отметить, что увеличение числа юридических лиц было менее значительным, чем сокращение микропредприятий.
2. Снижение численности работников на субъектах малого и среднего предпринимательства на 4956 человек (2,07%). Особенно значительное сокращение наблюдалось на микропредприятиях.
3. Увеличение средней заработной платы для работников на предприятиях области на 8,7 тысяч рублей до 46,3 тысячи рублей. Однако заработные платы на малых и средних предприятиях остаются ниже средних показателей по региону.
4. Снижение оборота малых предприятий, включая микропредприятия, на 54,71 млрд рублей (4,34%), что указывает на негативную динамику. Это требует принятия соответствующих мер для поддержания стабильного развития бизнеса в области.
Таким образом, общая тенденция характеризуется увеличением числа предпринимателей, снижением численности работников, изменениями в структуре предприятий и увеличением заработных плат. Важно продолжать мониторинг и разрабатывать стратегии поддержки для обеспечения устойчивого развития предпринимательской сферы в регионе.
Ситуация с малым и средним бизнесом в Воронежской области по итогам 2023 года внешне выглядит вполне благоприятной: нет ни резкого падения численности компаний, ни массовых увольнений. Однако в текущей ситуации, когда частный бизнес (в том числе малый и средний) мог бы принципиально изменить свою роль в экономике (в том числе в связи с уходом части зарубежных компаний с российского рынка, попаданием многих крупных компаний под санкции и т.д.), по сути, изменения этой роли не произошло. Как и ранее, малый и средний бизнес остается скорее микробизнесом, который лишь в отдельных случаях может вырасти хотя бы до размеров, соответствующих малому и среднему бизнесу. Кроме того, текущие тенденции указывают скорее на «измельчание» малого (микро-) бизнеса, чем на его рост. В связи с этим вклад малого и среднего предпринимательства в экономику региона остается достаточно скромным.
Вышесказанное позволяет заключить о постепенно повышающейся роли малого и среднего бизнеса в региональной экономике, о чем свидетельствуют, по преимуществу, положительные тренды сектора, помимо прочего, означающих эффективность мер, разработанных и реализуемых на протяжении последних лет Правительством РФ и Воронежской области для целей оздоровления сектора и вывода его из состояния кризиса. В настоящее время близится к завершению национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (2024), а вместе с ним и включенные федеральные проекты «Поддержка самозанятых», «Предакселерация», «Акселерация субъектов МСП» и «Цифровая платформа МСП». Учитывая неоднозначные в контексте дальнейшего развития реалии жизнедеятельности малого и среднего бизнеса, а также перспективы рыночных трендов, важной задачей является при обновлении государственной политики в области развития данного сектора ориентироваться на более полное вовлечение его субъектов, наравне с крупным бизнесом, включая меры по развитию импортозамещения, экспортной деятельности, привлекая к этому государственные корпорации и частных инвесторов, а также более широкого участия малого и среднего бизнеса в ведущих отраслях региональной экономики, что, как представляется, позволит существенно увеличить вклад сектора в ВРП.
В 2023 году оборот организаций составил 3611,3 млрд рублей и по сравнению с 2022 годом увеличился на 14,2%. В таблице 5 представлена структура оборота организаций по основным ОКВЭД за 2022-2023 гг. по Воронежской области.
Таблица 5 – Распределение предприятий и организаций по видам экономической
деятельности в Воронежской области за 2022-2023 гг.
Вид экономической деятельности | 2022 г. | 2023 г. | Темп роста, % | ||
Оборот, млн. руб. | Структура, % | Оборот, млн. руб. | Структура, % | ||
сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство | 224451 | 7,1 | 249475,6 | 6,91 | 224451 |
добыча полезных ископаемых | 10021,1 | 0,32 | 12564,3 | 0,35 | 10021,1 |
обрабатывающие производства | 765141,9 | 24,2 | 816599,8 | 22,61 | 765141,9 |
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | 244657,8 | 7,74 | 251159,3 | 6,95 | 244657,8 |
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | 23832,2 | 0,75 | 29419,4 | 0,81 | 23832,2 |
строительство | 140995,2 | 4,46 | 166883,9 | 4,62 | 140995,2 |
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов | 1343088,1 | 42,47 | 1631144,1 | 45,17 | 1343088,1 |
транспортировка и хранение | 134424,5 | 4,25 | 145874,5 | 4,04 | 134424,5 |
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания | 12222,5 | 0,39 | 15598,7 | 0,43 | 12222,5 |
деятельность в области информации и связи | 44715,2 | 1,41 | 49326 | 1,37 | 44715,2 |
деятельность финансовая и страховая | 2420,4 | 0,08 | 752,2 | 0,02 | 2420,4 |
деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 47681,1 | 1,51 | 50805,6 | 1,41 | 47681,1 |
деятельность профессиональная, научная и техническая | 81881,3 | 2,59 | 94635,8 | 2,62 | 81881,3 |
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | 26590,3 | 0,84 | 30159 | 0,84 | 26590,3 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение | 1544,8 | 0,05 | 1666,6 | 0,05 | 1544,8 |
образование | 7789,3 | 0,25 | 8065 | 0,22 | 7789,3 |
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | 42140,6 | 1,33 | 48013 | 1,33 | 42140,6 |
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений | 4158,1 | 0,13 | 3797,5 | 0,11 | 4158,1 |
предоставление прочих видов услуг | 4596,4 | 0,15 | 5320,2 | 0,15 | 4596,4 |
ИТОГО | 3162351,8 | 100 | 3611260,6 | 100,00 | 3162351,8 |
* сведения представлены Воронежстат
По итогам анализа экономической деятельности в Воронежской области за период 2022-2023 годов можно сделать следующие выводы:
1. Общий объем оборота экономики региона увеличился на 449,9 млн рублей, что привело к его достижению до уровня 3 611 260,6 млн рублей к концу 2023 года. Этот рост говорит о повышении интенсивности экономических процессов и развитии отдельных секторов.
2. Темп прироста оборота составил 14,27%, что свидетельствует о умеренном росте экономической активности. Особенно заметно увеличение объемов торговли (оптовой и розничной), строительства и информационно-коммуникационных технологий.
3. Некоторое увеличение оборота зафиксировано в сельском хозяйстве, производстве, энергетике, газовой сфере, транспорте и хранении.
4. Структура оборота между отраслями практически не изменилась, сохранив общее распределение объемов между торговлей и промышленностью на прежнем уровне.
5. Некоторые сектора, такие как финансы, страхование, здравоохранение, а также область культуры и спорта, показали более скромный рост оборота.
Таким образом, анализ динамики оборота экономической деятельности позволяет сделать вывод о постепенном усилении экономических процессов в различных отраслях региона, однако необходимо учитывать различия в темпах развития различных секторов и продолжать мониторинг для обоснованного планирования и управления экономикой.
Наиболее привлекательными являются такие виды деятельности, как «торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» (45,17% предприятий всех видов деятельности). Среди видов экономической деятельности, занимающих значительный удельный вес всех предприятий и организаций, можно отметить такие виды деятельности, как «сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» (6,91% предприятий всех видов деятельности), «обрабатывающие производства» (22,6%) и «обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» (6,95%).
Оборот предприятий, приходящих на вид деятельности «торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» в 2023 году составил 1631,1 млрд. руб., что на 21,4 % больше, чем 2022 г. При этом наибольший удельный вес занимает оптовая торговля (70,4%).
Наибольший удельный вес оборота предприятий обрабатывающих производств, приходился на предприятия по производству пищевых продуктов (49,2% от оборота обрабатывающих производств) и производство химических веществ и химических продуктов (9,2 % от оборота обрабатывающих производств). Практически половина оборота приходится на такие виды экономической деятельности, как «обрабатывающие производства», «строительство», «сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» и «транспортировка и хранение».
Экономическое положение Воронежской области за 2021-2023 гг. можно оценить с помощью индексов (темпов роста показателей), представленных в таблице 6.
Таблица 6 – Индексы основных экономических показателей Воронежской области за 2021-2023 гг.
Наименование показателей | 2021 года, % | 2022 года, % | 2023 года, % |
Индекс промышленного производства | 105,5 | 98,0 | 107,6 |
Обрабатывающее производство | 105,1 | 97,6 | 109,7 |
Строительство | 64,9 | 99,2 | 118,4 |
Сельское хозяйство | 97,3 | 112,8 | 102,8 |
Розничная торговля | 105,9 | 91,5 | 104,6 |
Платные услуги | 110,9 | 100,9 | 99,5 |
Индекс потребительских цен | 109,3 | 112,3 | 107,0 |
Индекс цен производителей промышленных товаров | 113,1 | 107,5 | 104,5 |
По итогам 2023 года в целом экономика Воронежской области демонстрирует положительную тенденцию. Об этом свидетельствуют статистические показатели, представленные на сайте Воронежстата.
Из предоставленных данных по показателям экономической деятельности в 2023 году можно сделать следующие выводы:
1. Индекс промышленного производства продемонстрировал рост на 7,6%, что свидетельствует о положительной динамике в промышленном секторе. Индекс промышленного производства по видам деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» за 2023 год по сравнению с 2022 годом составил 107,6%, в декабре 2023 года по сравнению с декабрем 2022 года – 107,2%.
2. Обрабатывающее производство также значительно выросло на 9,7%, что указывает на устойчивое развитие данной отрасли.
3. В сфере строительства отмечается самый сильный рост на 18,4%, что может свидетельствовать о активизации строительной деятельности в регионе. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в декабре 2023 года составил 24,1 млрд рублей, или 123,1% (в сопоставимых ценах) к уровню соответствующего месяца предыдущего года; в 2023 году – 173,9 млрд рублей, или 121,2% к 2022 году.
4. Сельское хозяйство показало стабильность с показателем 102,8%, что говорит о сохранении уровня производства сельскохозяйственной продукции. Объем продукции сельского хозяйства всех сельскохозяйственных производителей (сельхозорганизации, крестьянские [фермерские] хозяйства, население) в 2023 году в действующих ценах, по предварительной оценке, составил 321,5 млрд рублей.
5. Розничная торговля и платные услуги также продолжают демонстрировать рост на уровне 104,6,0% и 99,5% соответственно, что свидетельствует о увеличении объемов розничных продаж и платных услуг. Оборот розничной торговли в 2023 году составил 792,1 млрд рублей, или 104,6% к уровню 2022 года в сопоставимых ценах. За 2023 год, по оперативным данным, населению было оказано платных услуг на сумму 160,6 млрд рублей, что на 0,5% ниже, чем за 2022 год.
6. Индекс потребительских цен снизился до 107,0%, что может означать некоторое снижение темпов инфляции. В декабре 2023 года по сравнению с предыдущим месяцем индекс потребительских цен составил 100,9%, в том числе на продовольственные товары – 101,7%, непродовольственные товары – 100,3%, услуги – 100,7%.
7. Индекс цен производителей промышленных товаров также немного снизился до 104,5%, что может указывать на некоторое замедление темпов роста цен на промышленную продукцию.
В целом, данные показатели говорят о разнообразной динамике различных секторов экономики в 2023 году, при этом наблюдается устойчивый рост в промышленном производстве, строительстве, розничной торговле и платных услугах, что является положительным сигналом для экономики региона.
Индекс потребительских цен в декабре 2022 г. по отношению к предыдущему сопоставимому Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в расчете на месяц в среднем по Воронежской области в конце декабря 2023 года составила 20395 рублей и за месяц выросла на 0,4%.
В четвертом квартале 2023 года по сравнению с предыдущим кварталом индексы цен на первичном и вторичном рынках жилья, по предварительным данным, составили соответственно 105,2% и 101,9%.
Цены на коммерческую недвижимость в Воронежской области продемонстрированы на рисунке 9. Если рассматривать динамику в целом, то за 2023 года цены на коммерческую недвижимость в среднем возросли на 3.65 %.

*сведения представлены Статистика Restate.ru
Рисунок 9 – Динамика цены на коммерческую недвижимость в Воронежской области
Годовая инфляция в Воронежской области в декабре 2023 года увеличилась до 7,01% после 6,95% месяцем ранее в отличие от общероссийской динамики. При этом инфляция в регионе сложилась ниже, чем в целом по России (7,42%) и по Центральному федеральному округу (7,41%). Цены в регионе росли быстрее из-за ограниченного предложения некоторых товаров, сохраняющейся высокой потребительской активности на отдельных товарных рынках, произошедшего ранее ослабления рубля и нехватки трудовых ресурсов.
Годовой темп прироста цен на продовольственные товары в декабре 2023 года увеличился до 8,59% после 7,05% месяцем ранее.
Издержки птицеводов, производителей овощей защищенного грунта продолжили расти. Это связано с подорожанием импортных компонентов и оборудования из-за произошедшего ранее ослабления рубля. Увеличились затраты на оплату труда на фоне нехватки трудовых ресурсов. При этом спрос на яйца и огурцы сохранялся на высоком уровне, превышающем возможности расширения предложения. В результате годовой рост цен на эти товары ускорился.
Годовой темп прироста цен на непродовольственные товары в декабре 2023 года увеличился до 5,84% после 5,64% месяцем ранее.
Накопленный эффект от произошедшего ранее ослабления рубля сказался на росте стоимости импортной фурнитуры и обслуживания оборудования иностранного производства. Производители мебели по-прежнему переносили в цены возросшие издержки от их закупки. В то же время потребительская активность оставалась высокой. В совокупности это привело к ускорению годового роста цен на мебель (кресла, шкафы, матрасы). При этом проинфляционное влияние летнего ослабления рубля уменьшается.
Сохранение высокого спроса на отечественные автомобили, которое превышало предложение, позволило автозаводам перенести в цены возросшие затраты на комплектующие и логистику. По этой причине рост цен на новые автомобили российского производства ускорился в годовом выражении.
Годовой темп прироста цен на услуги в декабре 2023 года уменьшился до 6,17% после 8,59% месяцем ранее.
Индексация коммунальных тарифов была проведена в декабре 2022 года, в то время как в декабре 2023 года индексации тарифов не было. Это стало причиной замедления в текущем периоде годового роста стоимости платы за жилищные и коммунальные услуги.
Основные показатели инфляции в Воронежской области представлены в таблице 7.
Таблица 7 – Основные показатели инфляции в Воронежской области
в % к соответствующему месяцу предыдущего года
Показатели | Август 2023 | Сентябрь 2023 | Октябрь 2023 | Ноябрь 2023 | Декабрь 2023 |
Инфляция | 4,33 | 5,39 | 5,97 | 6,95 | 7,01 |
Базовая инфляция | 2,86 | 3,58 | 4,59 | 5,68 | 6,16 |
Прирост цен на | |||||
Продовольственные товары | 2,73 | 4,35 | 5,42 | 7,05 | 8,59 |
из них: | |||||
– плодоовощная продукция | 22,86 | 34,99 | 30,47 | 32,17 | 34,45 |
Непродовольственные товары | 3,86 | 5,04 | 5,40 | 5,64 | 5,84 |
Услуги | 7,54 | 7,54 | 7,61 | 8,59 | 6,17 |
из них: | |||||
– ЖКХ | 7,03 | 7,67 | 7,69 | 7,76 | 3,74 |
– пассажирский транспорт | 9,35 | 16,69 | 15,34 | 20,45 | 10,80 |
Динамика темпа роста инфляции в Воронежской области представлен на рисунке 10.

*сведения представлены ЦБ РФ
Рисунок 10 – Динамика инфляции в Воронежской области за 2022-2023гг.
Базовая инфляция в Воронежской области увеличилась, составив 6,16% в декабре после 5,68% месяцем ранее. Ее значение сложилось ниже общего уровня инфляции в регионе (7,01%).
Годовая инфляция в Центральном федеральном округе в декабре 2023 года снизилась и составила 7,41% после 7,58% в ноябре, в России – 7,42% после 7,48% соответственно. Инфляция замедлилась в основном за счет выхода из расчета индексации коммунальных тарифов в декабре 2022 года и изменения методологии наблюдения за ценами на проезд железнодорожным транспортом.
В декабре 2023 года в России рост потребительских цен замедлился. Уменьшились как устойчивая составляющая роста цен, так и вклад разовых факторов. Тем не менее темпы роста цен остаются повышенными по широкому кругу товаров и услуг шестой месяц подряд. А показатели устойчивой ценовой динамики превышают 4%. Это связано преимущественно с высоким спросом, который в том числе усиливает перенос возросших издержек в цены. По прогнозу Банка России, жесткая денежно-кредитная политика ограничит избыточное расширение внутреннего спроса и его проинфляционные последствия. С учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4,0–4,5% в 2024 году и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.
Фактически ключевая ставка ЦБ за 2023 г. варьировалась в диапазоне от 7,5% до 16% (Рисунок 11).

*сведения представлены ЦБ РФ
Рисунок 11 – Динамика ключевой ставки ЦБ
Совет директоров Банка России 16 февраля 2024 года принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 16,00% годовых. Текущее инфляционное давление снизилось по сравнению с осенними месяцами, но остается высоким. Внутренний спрос продолжает значительно опережать возможности расширения производства товаров и услуг. Судить об устойчивости складывающихся дезинфляционных тенденций преждевременно. Проводимая Банком России денежно-кредитная политика закрепит процесс дезинфляции в экономике.
Возвращение инфляции к цели в 2024 году и ее дальнейшая стабилизация вблизи 4% предполагают продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике. Согласно прогнозу Банка России, c учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4,0–4,5% в 2024 году и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.
В среднем за декабрь — январь текущий рост цен с поправкой на сезонность снизился до 6,6% в пересчете на год (по сравнению с 11,5% в осенние месяцы). Аналогичный показатель базовой инфляции уменьшился до 7,0% в пересчете на год (по сравнению с 10,2% в осенние месяцы). Это во многом отражает постепенно нарастающие эффекты от ужесточения денежно-кредитной политики. Показатель годовой инфляции пока сохраняется вблизи уровней декабря 2023 года за счет эффекта базы и, по оценке на 12 февраля, составил 7,4%.
Инфляционные ожидания населения уменьшились с начала текущего года, приблизившись к уровням III квартала 2023 года. Снизились и ценовые ожидания предприятий. Однако инфляционные ожидания по-прежнему остаются на повышенных уровнях. Это определяет инерцию текущего повышенного роста цен.
Рост российской экономики на 3,6% в 2023 году был выше, чем Банк России прогнозировал ранее. С учетом повышенного инфляционного давления это свидетельствует о том, что внутренний спрос продолжает значительно опережать возможности расширения производства товаров и услуг. В то же время растущая склонность населения к сбережению, замедление роста потребительской активности, охлаждение спроса на импорт начинают создавать условия для возвращения экономики к сбалансированному росту. Этот процесс займет продолжительное время.
Дефицит трудовых ресурсов остается главным ограничением для расширения выпуска товаров и услуг. Оперативные индикаторы, включая опросы предприятий, свидетельствуют о том, что жесткость рынка труда остается высокой, хотя и перестала расти в ряде отраслей.
Денежно-кредитные условия ужесточаются вслед за повышением ключевой ставки во второй половине 2023 года. Продолжается рост номинальных и реальных процентных ставок в различных сегментах финансового рынка. Сохраняется стабильный приток средств населения на срочные депозиты. Существенно снизилась активность на рынке необеспеченного потребительского кредитования и в рыночном сегменте ипотечного кредитования. Первые признаки замедления демонстрирует корпоративное кредитование.
Ужесточение ряда макропруденциальных мер и отмена большинства регуляторных послаблений для банков также вносят вклад в ужесточение условий банковского кредитования. Это окажет дополнительное сдерживающее влияние на динамику кредитования в 2024 году. В то же время высокими остаются выдачи ипотечных кредитов в рамках государственных льготных программ.
На среднесрочном горизонте баланс рисков для инфляции остается смещенным в сторону проинфляционных. Основные проинфляционные риски связаны с изменением условий внешней торговли (в том числе под влиянием геополитической напряженности), с сохранением высоких инфляционных ожиданий, с усилением отклонения российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста, а также с траекторией нормализации бюджетной политики. Дезинфляционные риски в первую очередь связаны с более быстрым замедлением роста внутреннего спроса, чем ожидается в базовом сценарии.
Уровень безработицы населения в возрасте 15 лет и старше в декабре 2023 года составил 2,9%. Из 36,1 тыс. безработных 16,6 тыс. человек, или 45,9%, составили мужчины и 19,5 тыс. человек, или 54,1%, – женщины. Сельские жители составили среди безработных 15,5 тыс. человек, или 42,9%. По данным министерства труда и занятости населения Воронежской области, на конец декабря 2023 года в органах службы занятости населения на учете состояли 6,7 тысячи не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 6,2 тыс. человек имели статус безработного, в том числе 5,1 тыс. человек получали пособие по безработице. Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,5% к численности рабочей силы. (Рисунок 12).

* сведения представлены Воронежстат
Рисунок 12 – Динамика уровня безработицы Воронежской области за 2021-2023 гг.
В декабре 2023 года получили статус безработного 1467 человек, трудоустроен за месяц 631 человек. Размеры трудоустройства безработных были на 725 человек, или на 53,5%, меньше, чем в декабре 2022 года.
Такую динамику в облправительстве объясняют стабилизацией социально-экономической ситуации в субъекте, а также эффективной реализацией государственной политики в области содействия занятости, в том числе проведением дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Фактически региональные власти сформировали единый комплекс мер, способствующих эффективному трудоустройству граждан. В регионе действуют 34 центра занятости населения, работающих в форме государственных казенных учреждений Воронежской области. Их адреса размещены на официальном сайте областного департамента труда и занятости населения. Подать заявление о помощи в поиске работы в центр занятости можно через единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений «Работа России». С каждым обратившимся проводится адресная работа по трудоустройству. Если гражданина не удается в течение десяти дней трудоустроить, он признается безработным и начинает получать пособие.
В Воронежской области с начало 2022 года органы исполнительной власти прилагают огромные усилия для нивелирования влияния последствий факторов кризиса и формирования благоприятных условий развития малого и среднего предпринимательства. Перечень мер, предлагаемых представителям МСП достаточно разнообразен.
На начало 2024 года за весь период наблюдения было зафиксировано 201275 фактов поддержки субъектов МСП, 38689 получателям поддержки было оказано поддержки на сумму более 42,03 млрд рублей, 21,8 млн кв. м и 1153,4 тыс. часов поддержки.
Далее объединены различные меры поддержки, оказываемые субъектам МСП Воронежской области в 2023 г.
Региональные меры государственной поддержки бизнеса в сфере развития малого и среднего предпринимательства на территории Воронежской области:
1Субсидия субъектам МСП на возмещение части затрат, связанных с увеличением производственных мощностей;
2 Гранты в форме субсидий социальным предприятиям, включенным в реестр социальных предпринимателей, и (или) субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно;
3 Предоставление грантов в форме субсидий для реализации проектов по развитию туристской инфраструктуры;
4 Предоставление грантов в форме субсидий на реализацию проектов по приоритетным направлениям развития туризма;
5 Предоставление финансирования на возвратной основе/предоставление займов субъектам МСП и самозанятым гражданам;
6 Предоставление поручительства по кредитным обязательствам.
Воронежская область предоставляет различные виды поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) для развития их бизнеса. Основные виды поддержки, которые могут быть доступны в 2023 году, включают:
1. Финансовая поддержка: Воронежская область предлагает различные финансовые инструменты для поддержки МСП, такие как субсидии, гранты и займы на льготных условиях. Это может включать субсидии на создание новых рабочих мест, гранты на проведение научно-исследовательских работ, займы для развития производства и многое другое.
2. Консультационная поддержка: Субъекты МСП могут получить консультационную поддержку в различных областях, таких как бизнес-планирование, маркетинг, финансы и юридические вопросы. Воронежская область предоставляет возможность получить консультации у специалистов и экспертов в рамках своих программ поддержки.
3. Обучение и развитие: Воронежская область организует тренинги, семинары и мастер-классы для субъектов МСП, нацеленные на повышение их профессиональных навыков, а также на изучение технологических и инновационных подходов к ведению бизнеса.
4. Участие в выставках и ярмарках: Воронежская область помогает субъектам МСП принять участие в региональных, национальных и международных выставках и ярмарках, что способствует продвижению их продукции или услуг на рынке.
5. Инфраструктурная поддержка: Воронежская область развивает инфраструктуру для МСП, создавая индустриальные парки, бизнес-инкубаторы и инновационные центры, где предприниматели могут арендовать офисные и производственные помещения по льготным условиям.
6. Поддержка доступа к рынкам: Воронежская область организует бизнес-миссии, которые позволяют субъектам МСП находить новых партнеров и клиентов, а также участвовать в государственных закупках и тендерах.
Важно отметить, что конкретные виды и условия поддержки могут меняться со временем и требуют более детального изучения в официальных источниках, таких как веб-сайт Воронежской области или консультация с органами местного самоуправления.
Динамика объемов поддержки субъектов МСП Воронежской области за 2021-2023 гг., представлены в таблице 8.
Таблица 8 – Динамика объемов поддержки субъектов МСП Воронежской области 2021-2023 гг.
Показатели | 2021 | 2022 | 2023 | Абсолютное отклонение, 2023 от 2022 | Относительное отклонение, % 2023 к 2022 |
Факты поддержки, ед, | 36014 | 37519 | 24523 | -12996 | -34,6 |
Получатели поддержки, ед, | 22272 | 22348 | 14813 | -7535 | -33,7 |
Объём поддержки, млн, руб, | 7659,3 | 11476,9 | 9456,6 | -2020,3 | -17,6 |
Объем поддержки, тыс, кв, м | 4899,2 | 4752,5 | 3098,3 | -1654,2 | -34,8 |
Объем поддержки, часы | 127881 | 310691 | 449671 | 138979 | 44,7 |
Показатели имеют отрицательную динамику, это говорит о сокращении различных форм поддержки субъектов МСП и снижении активности предоставления такой поддержки со стороны органов власти и компетентной инфраструктуры, оказывающей такую поддержку. Самый большой объем поддержки был оказан в часах и возрос данный показатель на 44,7 %.
Проиллюстрируем динамику показателей поддержки субъектов МСП на графиках 13-15.

сведения представлены ФНС РФ
Рисунок 13 – Динамика фактов поддержки субъектов МСП Воронежской области за 2021-2023 гг.

*сведения представлены ФНС РФ
Рисунок 14 –Динамика числа получателей поддержки субъектов МСП Воронежской области за 2021-2023 гг.

*сведения представлены ФНС РФ
Рисунок 15–Динамика объемов средств поддержки субъектов МСП Воронежской области за 2021-2023 гг.
Для анализа данных по динамике объемов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в Воронежской области в 2021-2023 годах можно отметить следующие основные тенденции:
1. Факты поддержки в 2023 году снизились до 24 523 единицы, что составляет абсолютное отклонение в -12 996 единиц по сравнению с 2022 годом. Относительное отклонение составляет -34,6%, что свидетельствует о значительном снижении объемов предоставляемой поддержки.
2. Количество получателей поддержки также уменьшилось в 2023 году до 14 813 человек, что означает отрицательное изменение в -7535 человек по сравнению с предыдущим годом. Относительное отклонение составляет -33,7%.
3. Общий объем финансовой поддержки в рублях снизился до 9456,6 млн рублей, что означает сокращение на 2020,3 млн рублей или на 17,6%. Это свидетельствует о снижении финансовых ресурсов, выделяемых на поддержку малого и среднего бизнеса в регионе.
4. Объем предоставленной поддержки в тысячах квадратных метров также сократился в 2023 году до 3098,3 тыс. кв.м, что составляет отрицательное изменение в -1654,2 тыс. кв.м или -34,8%.
5. Временные затраты на поддержку, измеренные в часах, значительно увеличились до 449 671 часов в 2023 году. Это отражает рост в 138 979 часов или на 44,7% по сравнению с предыдущим годом, что может свидетельствовать о более трудоемком процессе предоставления поддержки.
Таким образом, данные свидетельствуют о снижении объемов и доступности поддержки для субъектов МСП в Воронежской области в 2023 году по сравнению с предыдущими годами.
В 2023 году были определены приоритетные направления бизнеса, которым поддержка оказывается в первую очередь. Это сельское хозяйство, фермерство – производство и переработка мяса, молочной продукции, овощей; экспортеры; отечественные IT-компании; туризм; самозанятые граждане.
Действующая система поддержки субъектов МСП также ориентирована в основном на поддержку микро-бизнеса. Необходимо значительное расширение охвата малых и средних предприятий существующими мерами поддержки, а также обеспечение их доступа к инфраструктуре и повышение степени защиты прав предпринимателей.
Если рассматривать структуру поддержки (Рисунок 16) по категориям субъектов МСП и видам получателей поддержки, то наибольшая доля приходится на микропредприятия и индивидуальных предпринимателей. Официальные результаты статистического наблюдения показали, что 29% юридических лиц, 62% индивидуальных предпринимателей и 9% самозанятых являлись получателями поддержки.

*сведения представлены ФНС РФ
Рисунок 16 – Структура поддержки по категориям субъектов МСП и видам получателей поддержки за 2023 г.
По данным анализа данных за 2023 год можно сделать следующие выводы:
В категории субъектов МСП преобладают микропредприятия, их количество составляет 67,14% от общего числа субъектов.
На втором месте по численности находятся малые предприятия, их доля составляет 27,72% от общего числа субъектов.
Средние предприятия занимают наименьшую долю среди категорий субъектов МСП, их количество составляет всего 5,14% от общего числа.
Среди видов получателей поддержки наибольшее количество приходится на юридические лица, их доля составляет 29,29% от общего числа получателей.
На втором месте по численности находятся индивидуальные предприниматели, их доля составляет 61,92% от общего числа получателей.
Наименьшее количество получателей поддержки относится к самозанятым, их доля составляет 8,79% от общего числа.
Таким образом, данные позволяют сделать вывод о том, что в 2023 году основную долю субъектов МСП составляют микропредприятия, а среди видов получателей поддержки наибольшее количество приходится на юридические лица и индивидуальных предпринимателей. Эти данные могут быть полезны для формирования программ поддержки субъектов МСП в дальнейшем.
При анализе данных о формах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в Воронежской области, полученных из предоставленной таблицы, можно выделить следующие основные выводы:
1. Финансовая поддержка – обнаружено 5 221 фактов финансовой поддержки, причем потребителем стали 4 173 предпринимателя. Это свидетельствует о значительной активности в области предоставления финансовой помощи МСП.
2. Информационная поддержка – зарегистрировано 6 272 случая информационной поддержки, охвативших 3 634 предпринимателей. Это говорит о широком доступе к информационным ресурсам и консультациям для субъектов МСП.
3. Образовательная поддержка – проведено 1 862 мероприятий образовательной поддержки, среди которых нашли применение 1 747 предпринимателей. Эти данные указывают на необходимость продолжения образовательных и тренинговых программ для поддержки развития предпринимательства.
4. Консультационная поддержка – оказано 11 127 консультаций МСП, причем консультации воспользовались 6 121 представитель. Значительное число консультаций свидетельствует о высоком интересе к данному виду поддержки.
5. Имущественная поддержка – предоставлено всего 41 случай имущественной поддержки, из которых воспользовались лишь 39 субъектов. Это может указывать на относительную редкость и специфичность данного вида поддержки в регионе.
6. Инновационная поддержка – не обнаружено данных о фактах или получателях инновационной поддержки в предоставленной таблице, что может говорить о недостаточной активности в сфере инноваций и современных технологий в поддержке МСП.
Результаты анализа оказываются наличие недостаточной активности в области инновационной поддержки МСП, что требует дальнейшего изучения и выяснения причин. Рекомендуется также провести дополнительный анализ эффективности форм поддержки с меньшим количеством фактов и получателей для оптимизации использования ресурсов и повышения результативности программ поддержки субъектов предпринимательства.
Исходя из вышеизложенного, рекомендуется более детально изучить эффективность каждого вида поддержки, а также расширить мероприятия в сфере инноваций для стимулирования роста и развития предпринимательства в Воронежской области (Рисунок 17).

*сведения представлены ФНС РФ
Рисунок 17 – Формы поддержки, востребованные получателями за 2023 год
по Воронежской области
По предоставленным данным можно сделать следующие выводы о структуре поддержки субъектов МСП в вашем регионе:
1. Финансовая поддержка. Подавляющее большинство финансовой поддержки (89,89%) предоставляется в форме субсидий и грантов. Это может свидетельствовать о наличии значительного интереса к получению финансовой помощи со стороны предпринимателей, возможно, из-за необходимости дополнительных инвестиций для развития бизнеса.
2. Информационная поддержка. Очень высокий процент предоставления информационной поддержки (96,73%) указывает на значимость доступа к информации для успешного ведения предпринимательской деятельности. Это говорит о важности консультаций и обучения в различных аспектах бизнеса.
3. Образовательная поддержка. Организация семинаров, тренингов и других образовательных мероприятий является одним из самых востребованных видов поддержки (90,4%), что может свидетельствовать о необходимости повышения квалификации и обучения среди предпринимателей.
4. Консультационная поддержка. Экспертная помощь и консультации в различных сферах бизнеса также имеют значительный спрос (60,6%). Это свидетельствует о необходимости поддержки и консультаций по различным вопросам, возникающим у предпринимателей.
5. Имущественная поддержка. Основной способ имущественной поддержки – аренда имущества (77,7%). Это может быть важным аспектом для предпринимателей, нуждающихся в помещениях или оборудовании для своего бизнеса.
6. Инновационная поддержка. Низкое количество предпринимателей, воспользовавшихся инновационной поддержкой, может свидетельствовать о необходимости стимулирования интереса к новым технологиям и инновациям в бизнесе.
В целом, данные показывают, что предприниматели в регионе пользуются разнообразными видами поддержки, при этом особую важность имеют финансовая, информационная и образовательная поддержка. Однако, возможно стоит обратить внимание на увеличение доступности и использования инновационных видов поддержки для стимулирования развития предпринимательства. Сложившаяся ситуация с недостаточным уровнем развития более крупных форм малого и среднего бизнеса является в том числе и результатом действующей системы поддержки малого и среднего предпринимательства, которая ориентирована преимущественно на его микро-часть.
Выявленные проблемы, с которыми сталкиваются субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) в Воронежской области, являются важными вызовами для государственной политики и требуют системного подхода к их решению. Ниже представлены некоторые рекомендации и меры, которые могут быть приняты для улучшения ситуации:
1. Повышение доступности образовательных программ для подготовки кадров: необходимо активно привлекать субъектов МСП к участию в государственных программах и проектах по подготовке кадров, а также укреплять партнерские отношения между бизнесом, образовательными учреждениями и органами власти для подготовки специалистов с необходимыми навыками.
2. Разработка специальных программ финансирования для МСП: необходимо создать механизмы, которые облегчат доступ к финансированию для малых и средних предприятий, снизят процентные ставки, упростят процедуры получения кредитов и гарантий.
3. Сокращение административных барьеров: стоит осуществить упрощение процедур отчетности и взаимодействия с государственными органами, в том числе путем цифровизации процессов и унификации требований к отчетности.
4. Укрепление правовых гарантий по взаимоотношениям с контрагентами: следует принять меры по увеличению административной ответственности за несвоевременные платежи, а также развивать механизмы для своевременной оплаты услуг и товаров, поставленных предпринимателями.
5. Обеспечение единообразия и прозрачности системы государственной поддержки: необходимо упростить процедуры получения различных мер поддержки, сделать систему цифровой и удобной для предпринимателей.
Решение указанных проблем и преодоление вызовов, с которыми сталкиваются субъекты МСП в Воронежской области, способствует созданию благоприятной среды для развития предпринимательства, стимулирует экономический рост и улучшает инвестиционный климат региона.
После проведенного анализа предложения предпринимателей и деловых объединений в Воронежской области, выделяются следующие ключевые рекомендации:
1. Реализация принципа “сначала подумай о малом” в бизнесе посредством внесения изменений в законодательство, обязывающих проведение оценки воздействия проектов на малые и средние предприятия. Рекомендуется продлить мораторий на проверки бизнеса, не связанные с высокими рисками, и обеспечить упрощение требований к отчетности субъектов МСП.
2. Создание механизмов адресной поддержки начинающих предпринимателей через центры “Мой бизнес” и Цифровую платформу МСП.РФ, обеспечивая доступ к специализированным финансовым мерам поддержки.
3. Совершенствование механизмов акселерации растущих предприятий, включая плавный переход от упрощенной системы налогообложения к основной, пересмотр стоимости основных средств и увеличение предельной численности работников.
4. Приоритизация мер господдержки для растущих предприятий МСП в важнейших отраслях, расширение промышленной ипотеки, развитие цифровых сервисов и стимулирование спроса на продукцию субъектов МСП через различные меры.
5. Улучшение взаимодействия с финансовыми организациями, продление механизмов зонтичных поручительств и увеличение лимитов программ льготного кредитования.
6. Совершенствование налоговой политики, стимулирование экспорта продукции МСП и развитие компаний на новых территориях через специализированные программы и инфраструктуру поддержки.
Описанные рекомендации представляют собой совокупность мероприятий, направленных на содействие развитию малого и среднего предпринимательства в регионе с учетом специфики и потребностей предпринимателей.
Таблица 8
№ | Наименование показателя | Ед. изм. | 2023 год | Прогноз на 2024 год | Относительное изменение, % |
1. | Количество субъектов малого и среднего предпринимательства – всего | Ед. | 86058 | 89523 | на 4,03% |
2. | Количество субъектов малого и среднего предпринимательства – юридические лица: | Ед. | 28051 | 28859 | на 2,88% |
2.1. | Количество малых предприятий | Ед. | 2893 | 2950 | на 1,98% |
2.2. | Количество средних предприятий | Ед. | 278 | 282 | на 1,57% |
2.3. | Количество микропредприятий | Ед. | 24880 | 25626 | на 3,00% |
3. | Индивидуальные предприниматели (ИП) – всего, в том числе | Ед. | 58007 | 60664 | на 4,58% |
3.1. | ИП Микро | Ед. | 57434 | 60076 | на 4,60% |
3.2. | ИП Малое | Ед. | 560 | 574 | на 2,51% |
3.3. | ИП Среднее | Ед. | 13 | 14 | на 6,66% |
4. | Численность занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства – всего, в том числе: | Чел. | 234097 | 238988 | на 2,09% |
4.1. | Численность работников, занятых на средних предприятиях | Чел. | 28415 | 28952 | на 1,89% |
4.2. | Численность работников, занятых на малых предприятиях | Чел. | 100577 | 102156 | на 1,57% |
4.3. | Численность работников, занятых на микропредприятиях | Чел. | 105105 | 107880 | на 2,64% |
5. | Средняя заработная плата работникам (начисленная) в ВО | Тыс. руб. | 46,3 | 53,5 | на 15,6% |
5.1. | Средняя заработная плата работникам (начисленная) (средние предприятия) | Тыс. руб. | 50,9 | 58,3 | на 14,5% |
5.2. | Средняя заработная плата работникам (начисленная) (малые предприятия) | Тыс. руб. | 41,7 | 47,4 | на 13,6% |
5.3. | Средняя заработная плата работникам (начисленная) (микропредприятия) | Тыс. руб. | 27,8 | 30,9 | на 11,2% |
6. | Оборот субъектов малого предпринимательства | Млн. руб. | 1206,46 | 1405,5 | на 16,5% |
Поступательное развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Воронежской области не было сдержано ухудшением экономической ситуации и давления, вызванного санкциями.
Для составления прогноза показателей на 2024 год мы можем проанализировать тенденции изменения ключевых показателей малого и среднего предпринимательства за предыдущие годы.
Исходя из данных и учитывая некоторые общие тенденции развития сектора, можно предположить следующие прогнозы на 2024 год:
1. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в целом может продолжить увеличиваться, возможно с умеренным ростом относительно 2023 года.
2. Дальнейший спад в количестве юридических лиц остановится и их численность возрастет, в то время как индивидуальные предприниматели по-прежнему могут демонстрировать рост.
3. Снижение численности работников на микропредприятиях может продолжиться, что может быть связано с изменениями в условиях и требованиях рынка труда.
4. Средняя заработная плата работников на всех типах предприятий, вероятно, будет продолжать увеличиваться, хотя темп роста может уменьшиться по сравнению с предыдущими годами.
5. Оборот малых предприятий, вероятно, также будет сохранять некоторую динамику роста, возможно, с небольшими колебаниями в зависимости от внешних и внутренних экономических факторов.
Для более точного и детального прогноза на 2024 год, необходимо учитывать также макроэкономические показатели, законодательные изменения и другие факторы, которые могут повлиять на развитие сектора малого и среднего предпринимательства.
На начало 2024 года может произойти замедление деловой активности на фоне роста ключевой ставки. Но все исследуемые показатели в прогнозном периоде увеличатся, Исключением может стать компонента продажи, которая вернулась на позиции ниже нейтральной зоны из-за снижения сбыта, последовавшего за ослаблением рубля.
Дальнейшее развитие ситуации в российской экономике зависит от ряда внутренних и внешних условий.
Со стороны внутренних условий первостепенное значение имеет то, как российская экономика продолжит адаптироваться к введенным внешним ограничениям.
Со стороны внешних условий ключевое значение будет иметь развитие процессов деглобализации (фрагментации) мировой экономики, динамика инфляции и ДКП в развитых странах, изменение финансового положения стран с формирующимися рынками, накопивших большие объемы долгов в иностранной валюте, изменение геополитической ситуации. В зависимости от сочетания этих ключевых предпосылок можно рассматривать возможные варианты развития ситуации в базовом сценарии.
В базовом сценарии мировая экономика продолжает развиваться в рамках сформировавшихся трендов и отсутствия новых шоков. Центральные банки стран с развитой экономикой, стремясь вернуть инфляцию к цели, будут проводить жесткую ДКП продолжительное время. В результате рост мировой экономики замедлится. Это будет сдерживать рост цен на большинстве товарных рынков. При этом введенные в отношении российской экономики санкции сохранятся на всем прогнозном горизонте. Товары российского экспорта на мировом рынке продолжат продаваться с дисконтом.
В 2024–2025 годах трансформация российской экономики продолжится. При этом темпы ее роста могут быть более умеренными, чем в 2023 году, учитывая завершение фазы восстановительного роста. В 2026 году российская экономика вернется на траекторию сбалансированного роста в 1,5–2,5%.
Инфляция вернется к цели в 2024 году и в дальнейшем будет находиться вблизи 4%. Это потребует проведения жесткой ДКП Банка России продолжительное время. По оценкам Банка России, в 2023 году ключевая ставка в среднем составит 9,9% годовых, в 2024 году будет находиться в диапазоне 12,5–14,5% годовых, в 2025 году — 7,0-9,0% годовых. В 2026 году ключевая ставка в среднем составит 6,0–7,0% годовых, что соответствует обновленному диапазону оценок Банка России долгосрочной нейтральной ставки.
Прогноз развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в Воронежской области остается обнадеживающим. С учетом активной поддержки со стороны властей и реализации программ поддержки, можно ожидать дальнейшего роста числа и качества предприятий МСП.
Одной из ключевых тенденций, которая будет способствовать развитию МСП в регионе, является наращивание инвестиций на местном уровне. Воронежская область обладает значительным потенциалом для привлечения инвестиций благодаря своему расположению, развитой инфраструктуре и экономическому потенциалу. Это создает благоприятную среду для развития новых предприятий и стимулирует рост уже существующих предприятий МСП.
Также стоит отметить, что в Воронежской области наблюдается активное развитие инновационных технологий и цифровизации бизнес-процессов. Это открывает новые возможности для предпринимателей и позволяет им оперативно реагировать на изменения во внешней среде. Развитие цифровой инфраструктуры и инновационных кластеров способствует формированию новых рынков и расширению возможностей для бизнеса в Воронежской области.
Кроме того, важную роль в развитии МСП играет поддержка со стороны государства. Программы финансовой поддержки, льготные кредиты, консультационные и образовательные услуги предоставляются для создания благоприятного окружения для развития предпринимательства. Это способствует повышению конкурентоспособности местных предприятий МСП и привлечению вложений извне.
При этом стоит учитывать, что развитие МСП во многом зависит от экономической ситуации в стране и глобальных тенденций. Однако, благодаря усилиям и поддержке со стороны региональных властей, можно ожидать, что МСП в Воронежской области будет продолжать свое развитие и вносить значительный вклад в экономику региона.
Перспективы развития малого и среднего предпринимательства включают ряд трендов, которые могут повлиять на этот сектор в будущем. Некоторые из них включают:
В условиях санкций на малый бизнес объективно ложатся дополнительные системные функции, связанные с импортозамещением и обеспечением технологического суверенитета, а значит субъекты малого и среднего предпринимательства становятся активными участниками производственно-технологической кооперации взамен выбывающих иностранных компаний и обеспечивают технологические решения и их коммерциализацию через сеть технологических стартапов.
Для успешного развития МСП требуются квалифицированные кадры. Наблюдается дефицит высококвалифицированных специалистов, необходимых для развития определенных отраслей. По этой причине, встает острая необходимость повышения эффективности отдачи с каждого рабочего места и производительности труда в компаниях МСП.
Актуальным остается задача по упрощению условии создания нового бизнеса прежде всего для молодёжи, выпускников колледжей и вузов. Сегодня сектор МСП объективно молодеет. Необходимо создать условия для его привлекательности среди молодёжи.
В ближайшей перспективе важным остаётся обеспечение устойчивости субъектов малого и среднего предпринимательства. То есть увеличение срока жизни таких организационных форм. Сегодня ожидаемая продолжительность жизни таких компаний – чуть больше девяти лет. Причем за первые два года существования больше половины малых организаций завершают свою деятельность.
Проблема слабой дифференциации в секторе малого и среднего предпринимательства может иметь негативные последствия для предпринимателей и рынка в целом. Необходимым становится формирование диверсифицированной структуры, отвечающей общим стратегическим задачам развития экономики в ближайшие годы, в том числе задачам экономического и технологического суверенитета. Сегодня в Воронежской области 40% компаний малого бизнеса занимаются торговлей. С учетом новых реалий необходимо развивать малые технологические компании, а также МСП в креативной индустрии, туристической, спортивной, образовательной сфере.
Кроме того, именно сейчас усиливается роль МСП в структурной перестройке экономики, в особенности в таких отраслях, как машиностроение, обработка в целом, ИТ.