Информационно-аналитические материалы о развитии малого и среднего предпринимательства Воронежской области (Обзор за  9 месяцев 2023 года)

Информационно-аналитический материал содержит анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Воронежской области

Подготовлен по заказу АНО «Центр поддержки предпринимательства
Воронежской области»

Задача полноценного развития малого и среднего бизнеса в России требует не просто реализации отдельных направлений поддержки малых и средних предприятий, а комплексных усилий, нацеленных на создание условий для развития микро-, малого и среднего бизнеса.

Наряду с направлениями работы, реализуемыми сейчас в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство», необходимо продолжить работу по тем направлениям, которые представители МСП отмечают как существенные препятствия к росту, а именно: недостаточный уровень защиты прав и свобод предпринимателей, а также отсутствие доступа к инфраструктуре (прежде всего, транспортной и логистической). Критически важным является продолжение работы по декриминализации бизнеса, а также по обеспечению беспрепятственного доступа для малых и средних промышленных и сельскохозяйственных предприятий к современным логистическим услугам и транспортировке готовой продукции, материалов и комплектующих как внутри страны, так и на экспорт.

При этом действующие инструменты поддержки, направленные на предоставление доступного финансирования малому и среднему бизнесу, необходимо кратно расширить, чтобы охват субъектов МСП данными мерами был не штучным, а массовым. Требуется также и корректировка специальных налоговых режимов для малого бизнеса, подразумевающая распространение возможностей их применения не только для микро-, но и малых компаний.

В целях оказания информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства подготовлен информационно-аналитический материал, который содержит анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Воронежской области.

Объектом исследования являются субъекты малого среднего предпринимательства, как составная часть социально-экономической системы Воронежской области.  

Цель исследования заключается в анализе текущего состояния развития субъектов малого и среднего предпринимательства, оценка экономического положения Воронежской области, мер поддержки и разработка прогноза развития малого и среднего предпринимательства.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ текущего состояния сектора МСП в Воронежской области;
  2. Исследовать экономическое положение Воронежской области на основе оценки основных индикаторов;
  3. Проанализироать основные направления поддержки субъектов МСП и дать оценку их эффективности;
  4. Сформировать прогноз развития малого и среднего предпринимательства в Воронежской области.

Информационные источники, использованные в процессе разработки аналитического материала:

  • Федеральная служба государственной статистики;
  • Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС);
  • Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • прочие официальные источники, используемые органами государственной власти и подведомственными структурами.

В работе были использованы аналитические методы системного и процессного анализа, контент-анализа научной литературы, структурно-логического анализа, графической обработки информации.

Достижение высокого уровня региональной конкурентоспособности невозможно без обеспечения эффективной работы предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся одним из важнейших секторов экономики и стимулирующих создание значительного количества рабочих мест. Малый и средний бизнес в современных условиях высокой неопределенности и турбулентности внешней среды оперативно реагирует на изменение рыночной конъюнктуры, что способствует более быстрой адаптации и перестройке региональной экономики в кризисных условиях.

Одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» является достижение достойного, эффективного труда и успешного предпринимательства.

Развитие сектора малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) в Воронежской области осуществляется посредством реализации широкого комплекса мероприятий и мер поддержки, реализуемых в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство».

Вместе с тем статистические наблюдения говорят о том, что доля малого и среднего предпринимательства в основных параметрах развития Воронежской области недостаточно высока (за 2021 год доля МСП в ВРП Воронежской области составила 33,4 %).

В таблице 1 приведена динамика абсолютных показателей развития малого и среднего предпринимательства Воронеж за 6 месяцев 2022 и 2023 гг.

Таблица 1 – Динамика показателей развития субъектов МСП на территории Воронежской области за 9 месяцев 2021-2023 гг.

Наименование показателяЕд. изм.9 месяцевОтклонение 2022 от 2021
2021 год2022 год2023 год
абс.относ., %
1.Количество субъектов малого и среднего предпринимательства – всегоЕд.84227829868468917032,05
1.1.Количество субъектов малого и среднего предпринимательства – юридические лица*:Ед.310212865027864-786-2,74
1.1.1Количество малых предприятийЕд.293829332904-29-0,99
1.1.2Количество средних предприятийЕд.28727227972,57
1.1.3Количество микропредприятийЕд.277962544524681-764-3,00
1.2Индивидуальные предприниматели (ИП) – всего, в том числеЕд.53206543365682524894,58
1.2.1ИП МикроЕд.52648537645624024764,61
1.2.2ИП МалоеЕд.542557571142,51
1.2.3ИП СреднееЕд.161514-1-6,67
2.Численность занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства – всего, в том числе*:Чел.230747239951235708-4243-1,77
2.1.Численность работников, занятых на средних предприятияхЧел.3003928308285612530,89
2.2.Численность работников, занятых на малых предприятияхЧел.97923102522100908-1614-1,57
2.3.Численность работников, занятых на микропредприятияхЧел.102785109121106239-2882-2,64
4.Средняя заработная плата работникам (начисленная) в ВО **Тыс. руб.40,846,351,204,910,58
4.1.Средняя заработная плата работникам (начисленная) (средние предприятия)Тыс. руб.41,44550,95,913,11
4.2.Средняя заработная плата работникам (начисленная) (малые предприятия)Тыс. руб.33,836,841,74,913,32
4.3.Средняя заработная плата работникам (начисленная) (микропредприятия)Тыс. руб.22,624,527,83,313,47
5.Оборот субъектов малого предпринимательства ***Млн. руб.372303,2380507,2408479,727972,57,35
*сведения представлены ФНС РФ
** данные не являются официальными (социологическое исследование «Средняя зарплата по регионам России 2023»)
*** сведения представлены Воронежстат
 

Федеральная налоговая служба опубликовала данные Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, согласно которым количество МСП по состоянию на 10 октября 2023 года выросло на 2,05% (1703), составив 84689 ед.

Самый большой рост входящих в МСП предприятий фиксируют ИП. Их количество увеличилось на 4,58% (2489) по сравнению с аналогичным периодом 2022 годом и составило 56825 против прошлогодних 54336.

Согласно данным Реестра субъектов МСП, также отмечается рост и средних предприятий — на 2,57%, или на 7 предприятий. Их число по состоянию на 10 октября 2023 года составило 279 единиц.

На фоне роста некоторых видов МСП фиксируется и отрицательная динамика. Так, количество малых предприятий на 10 сентября 2023 года составило 2904 предприятия, сократившись по отношению к 2022-му на 0,99% (29 ед.), также сократилось число микропредприятий на 3,0% или на 764 ед.

Кроме того, на 2,74%  или на 786 ед. уменьшилось количество юридических лиц. Если в прошлом году Реестром была отмечена цифра 28650 ед., то 10 октября 2023 года она составила 27864.

За период с 2021 – 2023 годов наблюдается отрицательная динамика количества юридических лиц при одновременном увеличении количества индивидуальных предпринимателей. В целом за три года количество юридических лиц сократилось на 5,3%, при этом число индивидуальных предпринимателей увеличилось на 3.3%.

Данное снижение произошло за счет снижения числа малых и микропредприятий на 0,6% и 5,8% соответственно.

Согласно данным Единого реестра субъектов МСП (по состоянию на 10.10.2023) динамика все же является положительной (Таблица 2).

Таблица 2 – Динамика численности субъектов МСП на территории Воронежской области за 9 месяцев 2022 и 2023 гг.

ПоказателиНа 10 октября 2023 г.На 10 октября 2022 г.Динамика к 2022г. в %Динамика к 2022г. по кол-ву
Число МСП8468982986+2,05%+1 703
Микропредприятия8092179209+2,16%+1 712
Малые предприятия34753490-0,43%-15
Средние предприятия293287+2,09%+6
Число юр. лиц2786428650-2,74%-786
Число ИП5682554336+4,58%+2 489

В настоящее время общее количество субъектов МСП увеличилось на 2,05% и составило 84689 предприятий. При этом число юридических лиц сократилось на 2,74% или на 786 предприятий, число ИП выросло на 4,58% или на 2489.

По данным Федеральной налоговой службы по состоянию на 10.01.2023 на территории региона осуществляли свою деятельность – 83524 субъектов МСП, на 10.10.2023 – 84689 (102,1 % к аналогичному периоду 2022 года) (Рисунок 1).

*сведения представлены ФНС РФ

Рисунок 1 – Динамика численности субъектов МСП на 10 число каждого месяца

Если проанализировать структуру численности МСП в разрезе по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (Рисунок 2) в 2023 г., то мы видим, что 67,4 % (56825) от общего количества субъектов МСП Воронежской области составляют индивидуальные предприниматели, а 33,1% – юридические лица (27864). В Воронежской области на 10.10.2022 года наибольший удельный вес занимают микропредприятия. Среди юридических лиц микропредприятия 88,6 %, малые предприятия 10,4 % и средние предприятия 1,0 %. 99 % индивидуальных предпринимателей это микропредприятия.

*сведения представлены ФНС РФ

Рисунок 2 – Структура субъектов малого и среднего предпринимательства в разрезе организационных форм

Существует несколько причин, почему может наблюдаться сокращение численности малых предприятий  и рост численности индивидуальных предпринимателей:

  •  неустойчивость экономической ситуации и негативные экономические условия влияют на решение некоторых предпринимателей закрыть свое предприятие или уменьшить его масштаб. Сложности в доступе к финансированию и высокие налоговые ставки могут быть также факторами, способствующими сокращению числа МСП;
  • рост интернет-технологий и возможность ведения бизнеса онлайн могут привести к переходу предпринимателей к индивидуальному предпринимательству, где меньшие затраты и отсутствие необходимости создавать и управлять большой командой;
  • увеличение числа индивидуального предпринимательства может быть связано с его гибкостью и простотой. Отсутствие необходимости создавать юридическое лицо и легкость в начале деятельности могут быть привлекательными для людей, решивших заняться предпринимательством;
  • в некоторых отраслях, например, в сфере творчества и предоставления услуг, индивидуальное предпринимательство может быть предпочтительным вариантом, так как оно позволяет более гибко управлять бизнесом и обслуживать клиентов.

Эти факторы могут влиять на статистику в разные периоды времени. Экономическая ситуация, особенности отраслей и региональные особенности могут оказывать влияние на выбор предпринимателей и формирование бизнес-структур.

2. Глобальные события, влияющие на экономическую конъюнктуру Воронежской области, сказываются не только на финансовых показателях предприятий, но и на мотивации людей продолжать предпринимательскую деятельность. При этом роль малого и среднего бизнеса нельзя недооценивать – предприятия этого сегмента часто проявляют большую гибкость и способность адаптироваться к меняющимся обстоятельствам, чем крупный бизнес, при благоприятных условиях на них активно создаются рабочие места, разрабатываются новые продукты, которые затем выводятся на международные рынки.

Сумма среднесписочной численности работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве, сократилась: с 239951 за 9 месяцев 2022 года до 235708 в 2023-м, то есть на 1,77%. Это произошло в основном за счет снижения численности работников, занятых. на малых и микропредприятий

*сведения представлены ФНС РФ

Рисунок 3 – Динамика среднесписочной численности работников субъектов МСП на 10 число каждого месяца за 6 месяцев 2021-2023 гг.

3. Едва справившись с экономическими затруднениями, вызванными пандемией, Воронежские предприниматели вновь столкнулись с финансовыми проблемами – вполне понятно, почему их ожидания на ближайшую перспективу пока носят негативный характер. Ближнесрочные ожидания – важный показатель настроений бизнеса, основа для принятия решений об инвестициях, найме новых сотрудников, разработке новых продуктов.

Таким образом, по итогам 9 месяцев 2023 года на малых и средних предприятиях Воронежской области наблюдается таже тенденция что и за последний исследуемый год. Текущий экономическо-политический кризис внес свои коррективы в развитие малого и среднего предпринимательства. Нарушились цепочки поставок, существенно уменьшились маркетинговые возможности, снизились финансовые возможности потребителей. И ещё одним важным негативным фактором стала высокая степень неизвестности, что существенно уменьшило горизонт планирования.

Вопрос о вкладе малого и среднего предпринимательства (МСП) в экономику Воронежской области является сложным и многогранным. Несколько факторов, изменение которых может повлиять на положительную динамику:

1. Структура экономики: Воронежская область имеет развитую промышленную базу, сфокусированную на крупных предприятиях и отраслях, таких как сельское хозяйство, машиностроение, пищевая промышленность. В такой структуре экономики малые и средние предприятия могут испытывать затруднения в конкуренции с крупными игроками и достижении существенного вклада в ВРП. Недостаточный спрос на продукцию МСП до сих пор остается главным барьером для дальнейшего роста сектора.

2. Отсутствие доступа к финансированию: МСП в Воронежской области сталкиваются с проблемами доступа к финансированию, таким как ограниченная доступность кредитов и инвестиций. Банки и финансовые учреждения могут предоставлять ограниченные условия для предпринимателей, что затрудняет их развитие и расширение.

3. Бюрократические препятствия и недружественная бизнес-среда: в Воронежской области существуют сложности в административных процедурах, лицензировании и соблюдении законодательства, что затрудняет развитие МСП. Несправедливые условия для предпринимателей также могут оказывать негативное влияние на развитие сектора МСП.

4. Недостаток предпринимательской культуры: недостаточное понимание и поддержка предпринимательства в обществе может быть еще одной причиной низкого вклада МСП в экономику Воронежской области. Отсутствие предпринимательской культуры, негативное отношение к риску и неуспеху могут ограничивать мотивацию и возможности для развития предпринимательской деятельности.

Поэтому для развития МСП и обеспечения дальнейшего положительного влияния на диверсификацию экономики региона, реализацию экспортного потенциала и обеспечения устойчивости долгосрочного экономического роста требуются качественные изменения, обусловленные несколькими факторами.

1. Малое и среднее предпринимательство имеет огромный потенциал для диверсификации экономики и обеспечения устойчивого экономического роста. Однако, в настоящее время, этот потенциал частично остается не реализованным.

Малое и среднее предпринимательство играет важную роль в разнообразии экономической структуры. Малые и средние предприятия способны охватывать различные отрасли, создавая новые рабочие места, стимулируя инновации и способствуя развитию региональной экономики. Они способствуют снижению зависимости от конкретной отрасли или рынка, а также улучшению резилиентности экономики в целом.

Самые популярные ОКВЭДЫ среди представителей МСП региона по состоянию на 10.10.2023: торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет; деятельность автомобильного грузового транспорта; строительство жилых и нежилых зданий; аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом; торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.

При этом у ИП самый популярный ОКВЭД является «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет», а у юридических лиц «Строительство жилых и нежилых зданий» (Рисунок 4).

Индивидуальные предприниматели

Рисунок 4 – Отраслевая структура субъектов МСП на 10 10.2023 г.

2. Ограниченное влияние малого и среднего предпринимательства (МСП) на создание качественных рабочих мест в Воронежской области.

Основную долю в структуре занятости обеспечивают микро, малые предприятия и индивидуальные предприниматели (Рисунок 5).

Создаваемые рабочие места в большей части не являются качественными рабочими местами, поскольку не обеспечивают постоянных рабочих мест, отвечающих требованиям безопасности труда с заработной платой, выше средней по региону.

Рисунок 5 – Структура численности работников субъектов МСП на 10.10.2023 г.

3. Обрабатывающее производство имеет значительный потенциал для развития экспортоориентированных предприятий малого и среднего предпринимательства (Рисунок 6). Эта отрасль относится к сектору с высокой добавленной стоимостью, что позволяет создавать товары и услуги, которые могут быть успешно экспортированы на международные рынки.

Рисунок 6 – Динамика оборота малых предприятий 9 месяцев 2021-2023 гг.

В структуре экспорта региона значимую роль играет экспорт субъектов малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем, при высоком количестве субъектов МСП в регионе отмечается их низкая вовлеченность в осуществление экспортной деятельности.

Как показал анализ, сталкиваясь со спецификой ведения внешнеэкономической деятельности, которая требует наличие специальных знаний по выводу продукции на экспорт (получение сертификатов, таможенные особенности, оформление документов, в т.ч. необходимость перевода на иностранные языки и т.д.), малое и среднее предпринимательство не рискует выводить продукцию на экспорт. Подавляющее число субъектов МСП сейчас – это микропредприятия. И пока их вклад в экономику региона не велик. Необходимо стимулировать динамику внутри сектора – от микро- к малым компаниям и выше, вплоть до категории МСП+.

В январе-сентябре 2023 года оборот организаций составил 2595,4 млрд рублей и по сравнению с соответствующим периодом 2022 года увеличился на 11,3%. В таблице 3 представлена структура оборота организаций по основным ОКВЭД за 9 месяцев 2022-2023 гг. по Воронежской области.

Таблица 3 – Распределение предприятий и организаций по видам экономической
деятельности в Воронежской области за 9 месяцев 2022-2023 гг.

Вид экономической деятельности9 месяцев 2022 г.9 месяцев 2023 г.Темп роста, %
Оборот, млн. руб.Структура, %Оборот, млн. руб.Структура, %
сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство157659,46,881695916,53107,57
добыча полезных ископаемых7267,50,329220,80,36126,88
обрабатывающие производства554515,424,19584359,822,52105,38
обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха174971,17,631822917,02104,18
водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений17337,10,7621863,20,84126,11
строительство101865,34,44120704,54,65118,49
торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов988865,943,151187752,245,76120,11
транспортировка и хранение941584,11106414,64,10113,02
деятельность гостиниц и предприятий общественного питания96040,4211580,50,45120,58
деятельность в области информации и связи31925,11,3935668,21,37111,72
деятельность финансовая и страховая1467,80,06647,60,0244,12
деятельность по операциям с недвижимым имуществом32568,11,4238086,51,47116,94
деятельность профессиональная, научная и техническая56887,32,4858585,42,26102,99
деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги19990,90,8721562,80,83107,86
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение1075,30,051112,70,04103,48
образование5611,80,245912,50,23105,36
деятельность в области здравоохранения и социальных услуг30226,51,3233320,41,28110,24
деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений2746,80,122809,80,11102,29
предоставление прочих видов услуг3177,10,143928,30,15123,64
ИТОГО2291920,41002595411,8100,00113,24

* сведения представлены Воронежстат

Наиболее привлекательными являются такие виды деятельности, как «торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» (45,76% предприятий всех видов деятельности). Среди видов экономической деятельности, занимающих значительный удельный вес всех предприятий и организаций, можно отметить такие виды деятельности, как «сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» (6,53% предприятий всех видов деятельности), «обрабатывающие производства» (22,52%) и «обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха» (7,02%).

Оборот предприятий, приходящих на вид деятельности «торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов» за 9 месяцев 2023 года составил 1187,8 млрд. руб., что на 20,1 % больше, чем в 2022 г. При этом наибольший удельный вес занимает оптовая торговля.

Наибольший удельный вес оборота предприятий обрабатывающих производств, приходился на предприятия по производству пищевых продуктов (48,9% от оборота обрабатывающих производств) и производство химических веществ и химических продуктов (9,6 % от оборота обрабатывающих производств).

Практически половина оборота приходится на такие виды экономической деятельности, как «обрабатывающие производства», «строительство», «сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» и «транспортировка и хранение».

Экономическое положение Воронежской области за 9 месяцев 2021-2023 гг. можно оценить с помощью индексов (темпов роста показателей), представленных в таблице 4.

Таблица 4 – Индексы основных экономических показателей Воронежской области за
9 месяцев 2021-2023 гг.

Наименование показателейЯнварь-сентябрь 2020 года, %Январь-сентябрь 2021 года, %Январь-сентябрь 2022 года, %Январь-сентябрь 2023 года, %
Индекс промышленного производства97,5102,399,3107,4
Обрабатывающее производство112,4127,9122108,4
Строительство123,856,997,898,6
Сельское хозяйство103,289106,1104,1
Розничная торговля95,1106,793,3103,1
Платные услуги79,9112,199,698,5
Индекс потребительских цен109,7111,6110,7103,9
Индекс цен на энергоносители105,4103,7102,6105,1

* сведения представлены Воронежстат

По итогам 9 месяцев 2023 года в целом экономика Воронежской области демонстрирует положительную тенденцию. Об этом свидетельствуют статистические показатели, представленные на сайте Воронежстата.

Индекс промышленного производства по видам деятельности «Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» за январь-сентябрь 2023 года по сравнению с соответствующим периодом 2022 года составил 107,4%, в сентябре 2023 года по сравнению с сентябрем предыдущего года – 120,3%.

По сравнению с январем-сентябрем 2022 года увеличилось производство полупроводниковых приборов (в 2,4 раза), электродвигателей мощностью не более 37,5 Вт (в 1,9 раза), электронных интегральных схем (в 1,6 раза), лакокрасочных материалов (на 30,9%), водогрейных котлов центрального отопления (на 17,8%), стеклопакетов (на 11,3%), общестроительного цемента (на 7,2%).

При этом снизились объемы производства сельскохозяйственных погрузчиков (на 33,1%), волоконно-оптических кабелей (на 31,1%), шин, покрышек и рези-новых камер (на 26,8%), аммиака (на 22,0%), электродвигателей мощностью от 750 Вт до 75 кВт (на 17,0%), минеральных и химических удобрений (на 15,7%), пластмассовых оконных блоков (на 15,5%), блоков и прочих строительных изделий для зданий и сооружений из цемента, бетона и искусственного камня (на 12,2%), лесоматериалов (на 11,6%), синтетических каучуков (на 7,2%).

В мебельном производстве уменьшилось производство мебели для сидения (в 3,2 раза) и столов (на 19,1%).

В текстильном и швейном производствах увеличилось производство платьев (на 14,3%) и чулочно-носочных изделий (на 8,2%).

Одновременно снизились объемы производства головных уборов (в 2,4 раза), пальто и полупальто (на 20,3%), спецодежды (на 15,4%).

В производстве изделий из кожи наблюдалось увеличение объемов производства чемоданов и сумок (на 24,5%).

В производстве пищевой продукции возросло производство говядины, кроме субпродуктов (в 2,7 раза), сгущенных молочных продуктов (на 43,4%), творога (на 42,4%), консервированных овощей без уксуса (на 40,8%), обработанного жид-кого молока (на 39,0%), мясных полуфабрикатов (на 35,0%), сыров (на 29,4%), переработанной рыбной продукции (на 29,1%), сливочного масла (на 27,6%), шоколада и сахаристых кондитерских изделий (на 27,5%), джемов и фруктовых пюре (на 19,0%), колбасных изделий (на 17,5%), нерафинированного растительного масла (на 12,4%), мясных и мясосодержащих консервов (на 12,2%), печенья, пряников и вафель (на 10,8%), свинины, кроме субпродуктов (на 8,7%).

При этом снизился объем производства кисломолочных продуктов, кроме творога (на 18,7%), мучных кондитерских изделий, тортов и пирожных (на 17,8%), муки из зерновых культур (на 14,9%), майонеза (на 14,2%), спредов (на 9,6%), крупы (на 7,9%), дрожжей и пекарных порошков (на 7,3%).

Индекс цен производителей промышленных товаров в сентябре 2023 года относительно предыдущего месяца, по предварительным данным, составил 101,4%, в том числе в добыче полезных ископаемых – 103,4%, обрабатывающих производствах – 101,9%, обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха – 99,2%, водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений – 100,1%.

В январе-сентябре 2023 года построено 15,1 тыс. новых квартир общей площадью 1343,5 тыс. кв. м, что на 1,4% ниже уровня соответствующего периода предыдущего года.

Общая площадь жилых домов, построенных населением, составила 790,0 тыс. кв. м, или 58,8% от общего объема жилья, введенного с начала года.

Объем продукции сельского хозяйства всех сельскохозяйственных производителей (сельхозорганизаций, крестьянских [фермерских] хозяйств, населения) в январе-сентябре 2023 года в действующих ценах, по предварительной оценке, составил 182,9 млрд рублей.

За январь-сентябрь 2023 года предприятиями автомобильного транспорта всех видов экономической деятельности (без субъектов малого предпринимательства) перевезено 22,6 млн тонн грузов, что на 5,0% меньше, чем за январь-сентябрь 2022 года. Грузооборот увеличился на 21,6% и составил 2834,2 млн тонно-километров.

Автомобильным транспортом общего пользования за январь-сентябрь 2023 года перевезено 112,9 млн пассажиров, что на 0,4% выше, чем за соответствующий период 2022 года; пассажирооборот увеличился на 6,7% и составил 1447,3 млн пассажиро-километров.

Оборот розничной торговли в январе-сентябре 2023 года составил 574,2 млрд рублей, или 103,1% к уровню соответствующего периода предыдущего года в сопоставимых ценах. Оборот общественного питания1) в январе-сентябре 2023 года сложился в сумме 21,8 млрд рублей, или 117,4% к уровню соответствующего периода предыдущего года в сопоставимых ценах.

За 9 месяцев 2023 года, по оперативным данным, населению было оказано платных услуг на сумму 118,7 млрд рублей, что на 1,5% ниже, чем за соответствующий период 2022 года.

Цены на коммерческую недвижимость в Воронежской области продемонстрированы на рисунке 7. Если рассматривать динамику в целом то за 9 месяцев 2022 года цены на коммерческую недвижимость возросли на 1,02%

*сведения представлены Статистика Restate.ru

Рисунок 7 – Динамика цены на коммерческую недвижимость в Воронежской области

Годовая инфляция в Воронежской области в сентябре 2023 года увеличилась до 5,39% после 4,33% месяцем ранее. При этом инфляция в регионе сложилась ниже, чем в целом по России (6,00%) и по Центральному федеральному округу (6,10%). К увеличению годовой инфляции в регионе привели ослабление рубля, повышение оптовых цен на рынке топлива, рост спроса на отдельные услуги.

Цены на продовольственные товары выросли на 4,35% по сравнению с предыдущим годом, в прошлом месяце прирост составил 2,73%.

На фоне ослабления рубля закупочные цены на импортируемые овощи и фрукты увеличились. В связи с этим годовой рост цен на помидоры, бананы и апельсины ускорился.

Издержки производителей мясной продукции возросли из-за повышения стоимости импортных кормовых добавок и оборудования на фоне ослабления рубля. Это послужило причиной увеличения годовых темпов прироста стоимости мяса птицы и свинины.

Цены на непродовольственные товары выросли на 5,04% по сравнению с предыдущим годом, в прошлом месяце прирост составил 3,86%.

Оптовые цены на моторное топливо на протяжении большей части сентября продолжали расти. Это привело к ускорению роста розничных цен в годовом выражении на автомобильный бензин. В настоящее время розничные цены на бензин снижаются в связи с введением Правительством РФ ограничений на экспорт моторного топлива.

На динамике цен на средства связи сказался эффект низкой сравнительной базы прошлого года. В расчете годового показателя перестало учитываться прошлогоднее снижение цен, связанное с укреплением рубля в течение II квартала, ослаблением спроса и расширением предложения на фоне наращивания поставок по параллельному импорту. Это привело к замедлению снижения стоимости смартфонов в годовом выражении. 

Годовой темп прироста цен на услуги в сентябре не изменился и сложился на уровне 7,54% в отличие от динамики в целом по стране, где произошло увеличение годовых темпов прироста цен.

Увеличился спрос на аренду жилья, в связи с чем возросла арендная плата. Это привело к ускорению годового роста цен на жилищные услуги, особенно на аренду двухкомнатных квартир в регионе.

В то же время, статистический эффект высокой базы прошлого года стал причиной замедления годового роста стоимости полиса автострахования. В сентябре прошлого года страховщики повысили ставки для компенсации произошедшего удорожания запчастей. В текущем году страховые тарифы остались на прежнем уровне. Основные показатели инфляции в Воронежской области представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Основные показатели инфляции в Воронежской области

в % к соответствующему месяцу предыдущего года

 ПоказателиМай 2023 Июнь 2023 Июль 2023Август 2023Сентябрь 2023
Инфляция1,532,173,554,335,39
Базовая инфляция0,900,961,862,863,58
Прирост цен на     
Продовольственные товары-2,90-1,621,412,734,35
из них:     
    – плодоовощная продукция-17,35-8,2717,5922,8634,99
Непродовольственные товары1,452,013,343,865,04
Услуги8,968,587,287,547,54
из них:     
    – ЖКХ11,9911,997,397,037,67
    – пассажирский транспорт18,6112,3310,489,3516,69

Динамика темпа роста инфляции в Воронежской области представлен на рисунке 8.

Рисунок 8 – Динамика инфляции в Воронежской области за 2022-2023гг.

Базовая инфляция в Воронежской области увеличилась, составив 2,86% в августе после 1,86% месяцем ранее. Ее значение сложилось ниже общего уровня инфляции в регионе (4,33%).

Годовая инфляция в Центральном федеральном округе в августе 2023 года увеличилась и составила 5,30% после 4,68% в июле, а в России – 5,15% после 4,30% соответственно. Годовой рост цен в округе ускорился преимущественно из-за ослабления рубля, сокращения предложения отдельных продуктов питания, усиления давления со стороны издержек производителей, а также расширения спроса на отдельные непродовольственные товары.

В целом по России годовая инфляция продолжила повышаться, достигнув 5,15% (в июле – 4,30%). Как и месяцем ранее, ускорился годовой рост цен на товары, а на услуги – продолжил замедляться. Уровень устойчивого ценового давления в годовом выражении превышает 4% и продолжает постепенно нарастать. Причины: рост внутреннего спроса, опережающий возможности расширения выпуска, и ослабление рубля. Для ограничения масштаба отклонения инфляции вверх от цели и ее возвращения к 4% в 2024 году, потребовалось повышение ключевой ставки. Согласно прогнозу, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 6,0 – 7,0% в 2023 году, вернется к 4% в 2024 году и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.

Фактически ключевая ставка ЦБ за 2022 г. варьировалась в диапазоне от 7,5% до 20% (Рисунок 9).

Рисунок 9 – Динамика ключевой ставки ЦБ

Совет директоров Банка России 27 октября 2023 года принял решение повысить ключевую ставку на 200 б.п., до 15,00% годовых. Текущее инфляционное давление значительно усилилось и складывается выше ожиданий Банка России. Устойчивое увеличение внутреннего спроса все больше превышает возможности расширения производства товаров и услуг. Инфляционные ожидания сохраняются на повышенных уровнях. Высокими остаются темпы роста кредитования. Исходя из новых среднесрочных параметров бюджетной политики, снижение бюджетного стимула в ближайшие годы будет происходить медленнее, чем ожидалось ранее. В этих условиях требуется обеспечить дополнительное ужесточение денежно-кредитной политики для ограничения масштаба отклонения инфляции вверх от цели и ее возвращения к 4% в 2024 году. Возвращение инфляции к цели и ее дальнейшая стабилизация вблизи 4% также предполагают продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике. Со стороны внешних условий ключевым риском остается замедление мировой экономики, что может негативно сказаться на спросе на традиционные товары российского экспорта, выразиться в снижении экспортных цен. Это создает риски для развития отраслей, ориентированных на экспорт, а также для бюджета (прежде всего, в части нефтегазовых доходов).

Внутренние риски связаны, прежде всего, с дефицитом кадров на рынке труда. Поэтому ключевой задачей является повышение производительности труда, а также обеспечение максимальной гибкости рынка труда, подготовка и переподготовка кадров.

Дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики и/или ее несвоевременный возврат к смягчению может негативно сказаться на инвестиционной активности, а также на дополнительных расходах бюджета по накопленным обязательствам по субсидируемым кредитным программам.

Уровень безработицы Воронежской области на июнь 2023 года составил 3,3% общей численности рабочей силы, или 39,2 тыс. человек. Это на 1,6 тыс. человек меньше, чем на конец июня 2022 года (40,9 тыс. человек, или 3,4% от общей численности рабочей силы). В целом за 2023 год отмечается тенденция к снижению уровня безработицы в сравнении с 2022 годом (Рисунок 10).

* сведения представлены Воронежстат

Рисунок 10 – Динамика уровня безработицы Воронежской области за 9 месяцев 2021-2023 гг.

По данным выборочного обследования рабочей силы, уровень занятости населения (доля занятого населения в общей численности населения соответствующего возраста) в возрасте 15 лет и старше составил 60,4%.

По итогам выборочного обследования рабочей силы, в сентябре 2023 года1) численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше составила 1218,6 тыс. человек, из них 1180,1 тыс. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 38,5 тыс. человек – как безработные, соответствующие критериям МОТ (т. е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Такую динамику в облправительстве объясняют стабилизацией социально-экономической ситуации в субъекте, а также эффективной реализацией государственной политики в области содействия занятости, в том числе проведением дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда. Фактически региональные власти сформировали единый комплекс мер, способствующих эффективному трудоустройству граждан.

В регионе действуют 34 центра занятости населения, работающих в форме государственных казенных учреждений Воронежской области. Их адреса размещены на официальном сайте областного департамента труда и занятости населения. Подать заявление о помощи в поиске работы в центр занятости можно через единую цифровую платформу в сфере занятости и трудовых отношений «Работа России». С каждым обратившимся проводится адресная работа по трудоустройству. Если гражданина не удается в течение десяти дней трудоустроить, он признается безработным и начинает получать пособие.

Воронежская область предоставляет различные виды поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) для развития их бизнеса. Основные виды поддержки, которые могут быть доступны в 2023 году, включают:

1. Финансовая поддержка: Воронежская область предлагает различные финансовые инструменты для поддержки МСП, такие как субсидии, гранты и займы на льготных условиях. Это может включать субсидии на создание новых рабочих мест, гранты на проведение научно-исследовательских работ, займы для развития производства и многое другое.

2. Консультационная поддержка: Субъекты МСП могут получить консультационную поддержку в различных областях, таких как бизнес-планирование, маркетинг, финансы и юридические вопросы. Воронежская область предоставляет возможность получить консультации у специалистов и экспертов в рамках своих программ поддержки.

3. Обучение и развитие: Воронежская область организует тренинги, семинары и мастер-классы для субъектов МСП, нацеленные на повышение их профессиональных навыков, а также на изучение технологических и инновационных подходов к ведению бизнеса.

4. Участие в выставках и ярмарках: Воронежская область помогает субъектам МСП принять участие в региональных, национальных и международных выставках и ярмарках, что способствует продвижению их продукции или услуг на рынке.

5. Инфраструктурная поддержка: Воронежская область развивает инфраструктуру для МСП, создавая индустриальные парки, бизнес-инкубаторы и инновационные центры, где предприниматели могут арендовать офисные и производственные помещения по льготным условиям.

6. Поддержка доступа к рынкам: Воронежская область организует бизнес-миссии, которые позволяют субъектам МСП находить новых партнеров и клиентов, а также участвовать в государственных закупках и тендерах.

Важно отметить, что конкретные виды и условия поддержки могут меняться со временем и требуют более детального изучения в официальных источниках, таких как веб-сайт Воронежской области или консультация с органами местного самоуправления.

На 15.10.2023 года было зафиксировано 190929 фактов поддержки субъектов МСП, 37018 получателям поддержки было оказано поддержки на сумму более 37,9 млрд рублей, 18,7 млн кв. м и 893,0 тыс. часов поддержки.

Единый реестр малого и среднего предпринимательства получателей поддержки открывает новые возможности для анализа эффективности предоставления государственной поддержки. Проанализируем динамику и структуру форм и видов поддержки.

Динамика объемов поддержки субъектов МСП Воронежской области за 9 месяцев 2022-2023 гг., представлены в таблице 7.

Таблица 7 – Динамика объемов поддержки субъектов МСП Воронежской области за 9 месяцев 2022-2023 гг.

Показатели9 месяцевАбсолютное отклонение, 2023 от 2022Относительное отклонение, % 2023 к 2022
20222023
Факты поддержки, ед.166 018195 4792946117,7
Получатели поддержки, ед.34 82037 73929198,4
Объём поддержки, млн. руб.26 900,3039 649,5012749,247,4
Объем поддержки, тыс. кв. м18506,718675,3168,60,9
Объем поддержки, часы69867194833324966235,7

Показатели имеют положительную динамику, это говорит о наращивании различных форм поддержки субъектов МСП и увеличении активности предоставления такой поддержки со стороны органов власти и компетентной инфраструктуры, оказывающей такую поддержку.  Самый большой объем поддержки был оказан в денежном эквиваленте и возрос данный показатель на 47,4%.

Проиллюстрируем динамику показателей поддержки субъектов МСП на графиках 11-13.

Рисунок 11 – Динамика фактов поддержки субъектов МСП Воронежской области за 9 месяцев 2021-2023 гг.

Рисунок 12 –Динамика числа получателей поддержки субъектов МСП Воронежской области за 9 месяцев 2021-2023 гг.

Рисунок 13–Динамика объемов средств поддержки субъектов МСП Воронежской области за 9 месяцев 2021-2023 гг.

В Воронежской области имеется развитая система поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Данные меры направлены на стимулирование развития МСП и создание благоприятных условий для их функционирования. Программы поддержки включают в себя такие инструменты, как предоставление субсидий, льготные кредиты, консультационную поддержку и обучение. Кроме того, субъектам МСП оказывается содействие в получении государственных и муниципальных заказов.

Одной из важных программ в данной области является “Развитие малого и среднего предпринимательства Воронежской области”. Она направлена на создание условий для развития инвестиционных проектов, поддержку инноваций и развитие технологий, а также на стимулирование экспорта товаров и услуг.

Воронежская область активно сотрудничает с федеральными органами власти и некоммерческими организациями, проводящими работу в сфере поддержки МСП. Плодотворное взаимодействие позволяет обеспечивать эффективность предоставления помощи субъектам МСП и способствует созданию благоприятного предпринимательского окружения.

Для получения консультаций или поддержки в Воронежской области предусмотрены соответствующие организации, включая Министерство предпринимательства, торговли и туризма Воронежской области и единый контактный центр для субъектов МСП «Мой бизнес». Таким образом, предпринимателям доступны специализированные инстанции для решения их вопросов и обеспечения необходимой помощи в соответствии с их потребностями.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в Воронежской области основывается на принципах государственной программы развития МСП. В данном контексте активно применяются инструменты экономической политики, направленные на содействие развитию предпринимательской деятельности и создание благоприятной инвестиционной среды.

Одной из важных программ, которая заслуживает упоминания, является “Развитие малого и среднего предпринимательства Воронежской области”, созданная на основе анализа текущей ситуации в регионе. Поставленные задачи включают в себя разработку и реализацию комплексных мер по стимулированию развития МСП, повышению конкурентоспособности предприятий и созданию условий для их успешной интеграции в международную экономическую среду.

Программа поддержки МСП в Воронежской области включает в себя разнообразные меры, такие как предоставление финансовой поддержки в виде субсидий и льготных кредитов. Кроме того, предпринимателям доступны консультационные услуги, направленные на развитие бизнес-навыков и улучшение управленческой компетентности. Для повышения доступности информации и консультационной поддержки создан единый контактный центр, где предприниматели могут получить нужные рекомендации и решения по вопросам развития своего бизнеса.

Наряду с этим, особое внимание уделяется развитию инновационного потенциала в рамках МСП. Программа поддержки активно способствует стимулированию инновационных проектов, разработке новых технологий, а также формированию партнерских связей между предпринимателями, научно-исследовательскими организациями и образовательными учреждениями.

В области взаимодействия с федеральными органами власти и некоммерческими организациями, занимающимися поддержкой МСП, Воронежская область активно координирует свои действия. Это способствует объединению ресурсов и опыта, а также обеспечивает эффективность предоставления помощи и поддержки предпринимателям.

В заключение, Воронежская область активно работает над созданием условий для устойчивого развития и процветания предпринимательской сферы. Программы и меры поддержки, нацеленные на развитие МСП, обеспечивают субъектам предпринимательства необходимые ресурсы, знания и поддержку для эффективного функционирования и расширения их бизнеса.

Если рассматривать структуру поддержки (Рисунок 14) по категориям субъектов МСП и видам получателей поддержки, то наибольшая доля приходится на микропредприятия и индивидуальных предпринимателей.

Официальные результаты статистического наблюдения показали, что 23% юридических лиц, 74% индивидуальных предпринимателей и 3% самозанятых являлись получателями поддержки.

Рисунок 14 – Структура поддержки по категориям субъектов МСП и видам получателей поддержки за 9 месяцев 2023 г.

Очень интересный факт, если рассматривать формы поддержки распределённых по количеству получателей, то мы увидим, что наибольший удельный вес составляет финансовая поддержка (58 % от числа получателей), консультационная поддержка (23 %), образовательная и информационная поддержка (соответственно 13 % и 6%). Если мы рассмотрим формы поддержки по факту получения, то увидим субъекты МСП Воронежской области за  9 месяцев 2023  г. основная форма составляет финансовая и консультационная поддержка (соответственно 43 % и 41 % от числа получателей), информационная поддержка (9 %), образовательная поддержка (7%). (Рисунок 15). Это говорит о востребованности данной формы поддержки в условиях ускоренной цифровизации экономики.

Рисунок 15 – Формы поддержки, востребованные получателями за 9 месяцев 2023 г.

по Воронежской области

Наибольший удельный вес в финансовой поддержке приходится на предоставление субсидий и грантов (87,0%). Информационная поддержка в основном была оказана в виде предоставления необходимой информации, связанной с различными аспектами ведения предпринимательской деятельности (98,4%). Наиболее востребованная образовательная поддержка предоставлялась в виде организации и проведения семинаров, тренингов, конференций, форумов, круглых столов, бизнес-игр (79,8%). Экспертная помощь от специалистов различных сфер по всем вопросам, возникающим у предпринимателя (иные консультационные услуги) была востребована у 61,6 %. Имущественная поддержка оказывалась приоритетно через передачу в аренду имущества (76,7%). Инновационная поддержка осуществлялось только в виде производственных работ и за данный период поддержкой воспользовался 1 предприниматель.

Меры государственной поддержки субъектов МСП играют важную роль в их развитии. Они могут иметь следующие положительные влияния:

1. Финансовая поддержка позволяет субъектам МСП получать необходимые средства для расширения и развития своего бизнеса. Это может включать инвестиции в разработку новых продуктов или услуг, модернизацию производства, открытие новых филиалов и привлечение квалифицированных специалистов. Финансовые инструменты, такие как гранты и займы на льготных условиях, позволяют субъектам МСП быстрее реализовывать свои бизнес-идеи и достигать желаемых результатов.

2. Консультационная поддержка помогает субъектам МСП разрабатывать эффективные стратегии развития бизнеса, оптимизировать процессы, повышать эффективность финансового управления и снижать риски. Консультации специалистов и экспертов также помогают предпринимателям развивать новые навыки и расширять свои знания в области бизнеса, маркетинга и юриспруденции.

3. Обучение и развитие являются неотъемлемой частью поддержки МСП. Тренинги, семинары и мастер-классы помогают субъектам МСП улучшить свои профессиональные навыки и расширить знания в различных областях. Это не только способствует повышению качества продукции и услуг, но и позволяет быть в курсе последних трендов и инноваций в своей отрасли.

4. Участие в выставках и ярмарках предоставляет субъектам МСП возможность продемонстрировать свою продукцию или услуги широкой аудитории и находить новых клиентов или партнеров. Это помогает увеличить продажи, расширить рынок сбыта и повысить узнаваемость бренда.

5. Инфраструктурная поддержка, такая как создание индустриальных парков и бизнес-инкубаторов, обеспечивает субъектам МСП доступ к современным офисным и производственным помещениям по льготным условиям. Это помогает снизить издержки и улучшить условия работы, что способствует развитию и росту бизнеса.

6. Поддержка доступа к рынкам через организацию бизнес-миссий и участие в государственных закупках и тендерах позволяет субъектам МСП находить новые возможности для расширения своего бизнеса и увеличения объема продаж.

Все эти меры государственной поддержки в совокупности способствуют созданию благоприятной среды для развития МСП, способствуют их процветанию и созданию новых рабочих мест, что в конечном итоге способствует экономическому росту региона.

Улучшение самочувствия сектора в большей степени объясняется доступным льготным кредитованием и, как следствие, рекордными показателями инвестиционной активности. Для поддержки малого и среднего предпринимательства правительство развернуло профильный нацпроект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В него были включены четыре федеральных проекта: «Поддержка самозанятых», «Предакселерация», «Акселерация субъектов МСП» и «Цифровая платформа МСП». Тем самым была выстроена система поэтапной поддержки и «выращивания» предпринимателей: из самозанятых до малых и средних предприятий. Власти гибко настраивали действующие инструменты поддержки в соответствии со  срочными потребностями малых предприятий.

В Воронежской области информационные, консультационные, образовательные и прочие услуги субъектам МСП оказывают АНО «Центр поддержки предпринимательства Воронежской области» (АНО «ЦПП ВО») и АНО «Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Воронежской области» (АНО «ЦКПЭ ВО»). Финансовую поддержку оказывает микрокредитная компания «Фонд развития предпринимательства Воронежской области» (МКК ФРП ВО) и региональный Гарантийный фонд (ГФ ВО).

В регионе сформирована эффективная система поддержки малого предпринимательства. Несмотря на крайне напряженные и непростые условия последних трех лет, мы можем говорить, что малый бизнес Воронежской области не просто восстановился, он развивается.

АНО «ЦПП ВО» осуществляет поддержку начинающих и действующих предпринимателей. Проводит мероприятия различного формата для повышения предпринимательских компетенций, оказывает комплекс услуг, направленных на содействие инвестиционной и инновационной деятельности МСП.

АНО «ЦКПЭ ВО» проводит различные мероприятия для субъектов МСП, организует их участие в международных выставках и бизнес-миссиях, содействует поиску иностранных покупателей и выходу на внешние рынки.

МКК ФРП ВО предоставляет займы в целях поддержки и развития действующего бизнеса заемщика. Установленные процентные ставки на остаток задолженности по программам микрокредитования ниже или равны ключевой ставке ЦБ РФ. При этом фонд предоставляет отсрочки по погашению основного долга и процентов по ранее выданным займам.

В Воронежской объем поддержки за 9 месяцев 2023 года достиг 9,3 млрд руб. (рост 33%, 455 договоров). Субъекты МСП Воронежской области, занятые в обрабатывающих производствах, получили 6,4 млрд руб. (за аналогичный период прошлого года — 3,9 млрд руб., +64%).

Налоговые поступления от малого и среднего бизнеса в Воронежской области растут, на этом фоне власти призывают предпринимателей увеличивать инвестиции в туризм, наращивать число концессий.

Особый акцент — на МСП в сфере обрабатывающего производства, частного спорта и частного образования.

 Недостаточный спрос на продукцию МСП до сих пор остается главным барьером для дальнейшего роста сектора. Серьезным резервом развития МСП в «Опоре России» считают усиление взаимодействия крупного бизнеса с малым. Для этого Минэкономразвития РФ при участии деловых объединений разработало декларацию о взаимодействии крупного бизнеса с субъектами малого и среднего предпринимательства и стандарты совместной работы. Крупные компании зачастую не знают о наличии отечественных производителей из числа МСП. Для решения этой задачи предлагает региональным правительствам активнее привлекать крупные частные компании к присоединению к декларации.

В правительстве РФ готовы обеспечить спрос на продукцию МСП силами госкомпаний, которые обязаны ежегодно отдавать часть своих закупок МСП, обеспечивая гарантированный спрос на их товары и услуги, что даст стимул для развития субъектам малого и среднего предпринимательства.

Ожидается, что число потенциальных поставщиков продолжит увеличиваться благодаря программам госкомпаний по «выращиванию» их из числа МСП. В прошлом году государственные акционерные общества получили возможность оказывать малому бизнесу финансовую, правовую, методическую и иную поддержку для того, чтобы увеличить число своих квалифицированных поставщиков и тем самым обеспечить себя нужной продукцией. Сейчас на федеральном уровне запущено семь таких программ: со стороны РЖД, «Ростелекома», «Автодора», «Росгеологии», «Интер РАО». Необходимо и дальше стимулировать госкомпании и госкорпорации к закупкам у малого и среднего бизнеса, а также помогать ему выходить на зарубежные рынки.

Санкции привнесли в работу субъектов МСП не только дополнительные проблемы, но и дали новый импульс развитию. С уходом западных компаний с отечественного рынка освободились ниши, «которые сейчас успешно заполняются нашими предпринимателями». А большое количество государственных мер поддержки позволяет ускорить этот процесс.

Одним из наиболее распространенных инструментов поддержки МСП является предоставление финансовых ресурсов в виде грантов, субсидий, льготных кредитов или гарантий. Эти меры могут способствовать развитию бизнеса, стимулировать инвестиции, повысить конкурентоспособность и создать благоприятные условия для МСП.

Однако, эффективность таких мер зависит от их правильной организации и реализации. Важно, чтобы меры поддержки были доступны всем предпринимателям без дискриминации, а процедура получения поддержки была прозрачной, простой и минимизировала бюрократические преграды. Также важно обеспечить достаточный объем финансирования и своевременное предоставление средств.

Кроме финансовой поддержки, региональные и государственные органы могут предоставлять и другие формы поддержки, такие как консультации, обучение, информационные ресурсы, маркетинговая поддержка и техническое сопровождение. Такие меры помогают предпринимателям улучшить свои навыки и знания, разработать эффективные бизнес-стратегии и повысить свою производительность. Оценка эффективности мер региональной и государственной поддержки требует систематического мониторинга и оценки результатов. Важно измерять не только количество предоставленной поддержки, но и ее влияние на развитие МСП, такие как увеличение числа рабочих мест, рост объема производства, повышение экспортных возможностей и снижение уровня банкротств.

Кроме того, для эффективности мер поддержки важно учитывать специфику региона и особенности отраслей, а также проводить регулярное обновление и адаптацию поддерживающих мер к изменяющимся потребностям МСП. В целом, правильно организованные и реализованные меры региональной и государственной поддержки могут значительно способствовать развитию МСП, стимулировать их рост и конкурентоспособность, а также создание благоприятной бизнес-среды.

В 2023 году экономика Воронежской области столкнется с необходимостью пройти сложный период трансформации. Малые и средние предприятия окажутся под воздействие этих трансформационных процессов. При этом экономика Воронежской области будет напрямую зависеть как от числа занятых, так и от качественного функционирования субъектов МСП. В таблице 8 представлен прогноз на начало 2023 года.

Таблица 8

Наименование показателяЕд. изм.2023 годПрогноз  на 2024 годОтносительное изменение, %
1.Количество субъектов малого и среднего предпринимательства – всегоЕд.8468986366на ­1,98%
2.Количество субъектов малого и среднего предпринимательства – юридические лица:Ед.2786428627на ­2,74%
2.1.Количество малых предприятийЕд.29042961на ­1,98%
2.2.Количество средних предприятийЕд.279286на  ­,57%
2.3.Количество микропредприятийЕд.2468125421на ­3,00%
3.Индивидуальные предприниматели (ИП) – всего, в том числеЕд.5682559553на ­4,80%
3.1.ИП МикроЕд.5624058827на ­4,60%
3.2.ИП МалоеЕд.571585на ­2,51%
3.3.ИП СреднееЕд.1415на ­6,66%
4.Численность занятых у субъектов малого и среднего предпринимательства – всего, в том числе:Чел.235708239856на ­ 1,76%
4.1.Численность работников, занятых на средних предприятияхЧел.2856129101на ­ 1,89%
4.2.Численность работников, занятых на малых предприятияхЧел.100908102492на ­1,57%
4.3.Численность работников, занятых на микропредприятияхЧел.106239109044на ­2,64%
5.Средняя заработная плата работникам (начисленная) в ВОТыс. руб.51,2055,1на ­7,58%
5.1.Средняя заработная плата работникам (начисленная) (средние предприятия)Тыс. руб.50,955,0на ­8,11%
5.2.Средняя заработная плата работникам (начисленная) (малые предприятия)Тыс. руб.41,744,7на ­ 7,31%
5.3.Средняя заработная плата работникам (начисленная) (микропредприятия)Тыс. руб.27,829,6на ­6,46%
6.Оборот субъектов малого предпринимательстваМлн. руб.408479,7439442на ­7,58%

Поступательное развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Воронежской области не было сдержано ухудшением экономической ситуации и давления, вызванного санкциями.

На начало 2024 года может произойти замедление деловой активности на фоне роста ключевой ставки.

Но все исследуемые показатели в прогнозном периоде увеличатся, Исключением может стать компонента продажи, которая вернулась на позиции ниже нейтральной зоны из-за снижения сбыта, последовавшего за ослаблением рубля.

Дальнейшее развитие ситуации в российской экономике зависит от ряда внутренних и внешних условий.

Со стороны внутренних условий первостепенное значение имеет то, как российская экономика продолжит адаптироваться к введенным внешним ограничениям.

Со стороны внешних условий ключевое значение будет иметь развитие процессов деглобализации (фрагментации) мировой экономики, динамика инфляции и ДКП в развитых странах, изменение финансового положения стран с формирующимися рынками, накопивших большие объемы долгов в иностранной валюте, изменение геополитической ситуации. В зависимости от сочетания этих ключевых предпосылок можно рассматривать возможные варианты развития ситуации в базовом сценарии.

В базовом сценарии мировая экономика продолжает развиваться в рамках сформировавшихся трендов и отсутствия новых шоков. Центральные банки стран с развитой экономикой, стремясь вернуть инфляцию к цели, будут проводить жесткую ДКП продолжительное время. В результате рост мировой экономики замедлится. Это будет сдерживать рост цен на большинстве товарных рынков. При этом введенные в отношении российской экономики санкции сохранятся на всем прогнозном горизонте. Товары российского экспорта на мировом рынке продолжат продаваться с дисконтом.

В 2024–2025 годах трансформация российской экономики продолжится. При этом темпы ее роста могут быть более умеренными, чем в 2023 году, учитывая завершение фазы восстановительного роста. В 2026 году российская экономика вернется на траекторию сбалансированного роста в 1,5–2,5%.

Инфляция вернется к цели в 2024 году и в дальнейшем будет находиться вблизи 4%. Это потребует проведения жесткой ДКП Банка России продолжительное время. По оценкам Банка России, в 2023 году ключевая ставка в среднем составит 9,9% годовых, в 2024 году будет находиться в диапазоне 12,5–14,5% годовых, в 2025 году — 7,0-9,0% годовых. В 2026 году ключевая ставка в среднем со­ставит 6,0–7,0% годовых, что соответствует обновленному диапазону оценок Банка России долгосрочной нейтральной ставки.

Прогноз развития малого и среднего предпринимательства (МСП) в Воронежской области остается обнадеживающим. С учетом активной поддержки со стороны властей и реализации программ поддержки, можно ожидать дальнейшего роста числа и качества предприятий МСП.

Одной из ключевых тенденций, которая будет способствовать развитию МСП в регионе, является наращивание инвестиций на местном уровне. Воронежская область обладает значительным потенциалом для привлечения инвестиций благодаря своему расположению, развитой инфраструктуре и экономическому потенциалу. Это создает благоприятную среду для развития новых предприятий и стимулирует рост уже существующих предприятий МСП.

Также стоит отметить, что в Воронежской области наблюдается активное развитие инновационных технологий и цифровизации бизнес-процессов. Это открывает новые возможности для предпринимателей и позволяет им оперативно реагировать на изменения во внешней среде. Развитие цифровой инфраструктуры и инновационных кластеров способствует формированию новых рынков и расширению возможностей для бизнеса в Воронежской области.

Кроме того, важную роль в развитии МСП играет поддержка со стороны государства. Программы финансовой поддержки, льготные кредиты, консультационные и образовательные услуги предоставляются для создания благоприятного окружения для развития предпринимательства. Это способствует повышению конкурентоспособности местных предприятий МСП и привлечению вложений извне.

При этом стоит учитывать, что развитие МСП во многом зависит от экономической ситуации в стране и глобальных тенденций. Однако, благодаря усилиям и поддержке со стороны региональных властей, можно ожидать, что МСП в Воронежской области будет продолжать свое развитие и вносить значительный вклад в экономику региона.

Перспективы развития малого и среднего предпринимательства включают ряд трендов, которые могут повлиять на этот сектор в будущем. Некоторые из них включают:

В условиях санкций на малый бизнес объективно ложатся дополнительные системные функции, связанные с импортозамещением и обеспечением технологического суверенитета, а значит субъекты малого и среднего предпринимательства становятся активными участниками производственно-технологической кооперации взамен выбывающих иностранных компаний и обеспечивают технологические решения и их коммерциализацию через сеть технологических стартапов.

Для успешного развития МСП требуются квалифицированные кадры. Наблюдается дефицит высококвалифицированных специалистов, необходимых для развития определенных отраслей. По этой причине, встает острая необходимость повышения эффективности отдачи с каждого рабочего места и производительности труда в компаниях МСП.

Актуальным остается задача по упрощению условии создания нового бизнеса прежде всего для молодёжи, выпускников колледжей и вузов. Сегодня сектор МСП объективно молодеет. Необходимо создать условия для его привлекательности среди молодёжи.

В ближайшей перспективе важным остаётся обеспечение устойчивости субъектов малого и среднего предпринимательства. То есть увеличение срока жизни таких организационных форм. Сегодня ожидаемая продолжительность жизни таких компаний – чуть больше девяти лет. Причем за первые два года существования больше половины малых организаций завершают свою деятельность.

Проблема слабой дифференциации в секторе малого и среднего предпринимательства может иметь негативные последствия для предпринимателей и рынка в целом. Необходимым становится формирование диверсифицированной структуры, отвечающей общим стратегическим задачам развития экономики в ближайшие годы, в том числе задачам экономического и технологического суверенитета. Сегодня в Воронежской области 40% компаний малого бизнеса занимаются торговлей. С учетом новых реалий необходимо развивать малые технологические компании, а также МСП в креативной индустрии, туристической, спортивной, образовательной сфере. Кроме того, именно сейчас усиливается роль МСП в структурной перестройке экономики, в особенности в таких отраслях, как машиностроение, обработка в целом, ИТ.

Есть вопросы?
Задайте их нам в центре «Мой бизнес» или online